Авиационная отрасль намерена начать кампанию по борьбе с растущим движением Flygskam, возглавляемым Гретой Тунберг. Название этого движения буквально переводится как «стыдно летать» и отражает мировоззрение всё большей части западной молодежи, отказывающейся от пользования услугами воздушного транспорта. Кампания проводится в связи с тем, что в Европе отмечается серьезное снижение спроса на авиаперевозки.

Наверняка, все уже в курсе про школьницу Грету Тунберг, которая произнесла «пламенную речь» в ООН про защиту окружающей среды. Более того, она отказалась лететь в Америку из Европы на самолете, поскольку считает, что перелеты сильно вредят климату. И в итоге пересекла Атлантический океан на 18-метровой парусной яхте Malizia II на солнечных батареях — плавание заняло 2 недели, вместо нескольких часов полета. Тем самым, она хотела поддержать свою Flygskam-инициативу и предохранить планету от глобального потепления.

Грета(ель), где твой Гензель?

А что же это такое «Flygskam»? Это общественное движение зародилось в Швеции, и результаты «антиполетного» движения уже вполне ощутимы. Так, по информации  El Periódico, в прошлом году 23% шведов указали, что, при выборе транспортного средства для поездки, отказывались от самолета «ввиду его плохой экологичности». Это привело к общему снижению загрузки авиарейсов на 4,5%. Казалось бы, с экономикой страны вроде все в порядке, и деньги у граждан есть, а вот «экологическое самосознание» не позволяет якобы вредить климату. 

Теперь Flygskam успешно набирает обороты по всей Европе, особенно в скандинавских странах и в центральной части Западной Европы. В Великобритании прошла аналогичная волна с более сердитым лозунгом — Flight Free UK («Объединенное Королевство без полетов»). В Нидерландах «зеленые» политики развернули интернет-кампанию, дабы отменить рейсы по маршрутам между Амстердамом и Брюсселем, объяснив это тем, что путешествие между двумя столицами занимает меньше 2 часов по железной дороге. Также, во Франции минувшим летом пытались принять законопроект о запрете коротких авиарейсов. Речь шла про маршруты, куда можно доехать поездом за 3,5 часа или быстрее. Однако, он не прошел. 

Многие отмечают, что история Греты Тунберг напоминает профессионально раскрученное папой-продюсером (и мамой — участницей «Евровидения-2009») всемирное шоу, где авиация назначена «козлом отпущения».


При этом, мало кто сообщает, что часть команды яхты, которая доставила Грету на американский континент, обратно в Европу вернулась на ненавистном ей самолете. А для того, чтобы перегнать яхту обратно, в Нью-Йорк вылетели еще 2 члена экипажа. Таким образом, «экологически чистое» трансатлантическое путешествие Тунберг в реальности принесло больший вред окружающей среде, чем если бы она просто сама слетала в США и обратно. 

Не говоря уже о том, сколько продуктов было съедено командой яхты в течение путешествия. Ведь их выработка — это тоже порой немалый вред экологии. Так, свыше половины метана в атмосфере — это результат экстенсивного развития сельского хозяйства, прежде всего, животноводства. Обычная корова — это едва ли не самый мощный источник метана. Желудочные газы в результате неправильного питания и пищеварения, как бы комично это не звучало, становятся серьезной проблемой стран с мощным сельским хозяйством. Однако, нет информации, что Грета Тунберг вегетарианка, и никаких громких заявлений на этот счет экоактивистка также не делала.

Почему авиация?

По мнению девочки, самолеты — это самый вредный вид транспорта. Между тем, на самом деле, по данным экологов, на воздушный транспорт приходится всего 2,5% выбросов CO2 по всему миру. А если посмотреть вокруг, то, например, по данным ООН, та же мировая индустрия моды вносит вклад в загрязнение планеты в размере 10%. 

А если посмотреть на другие виды транспорта, то окажется, что авиация чуть ли не одна из самых экологичных отраслей. Так, например, в Испании подсчитали, что почти 90% парниковых газов от транспорта производят наземные виды транспорта: легковые автомобили, грузовики и так далее.


Ошибочно считается, что выбросы продуктов сгорания топлива от самолета визуально хорошо заметны — в небе можно увидеть белые полосы, тянущиеся за двигателями воздушного судна. На самом деле, то, что мы наблюдаем, это всего лишь сконденсированный водяной пар, который образуется при определенных погодных условиях. Именно поэтому иногда мы видим «инверсионный след» за самолетом, а иногда его нет.

Несмотря на это, благодаря 16-летней девочке из Швеции, поддавшись моде борьбы за экологичность, европейцы все чаще предпочитают использовать другие виды транспорта, нежели лететь самолетом. При этом не задумываясь, что подбирая очередной костюм из новой коллекции, наносят экологии куда более ощутимый вред.

Конечно, отказаться от воздушного транспорта, особенно в Швеции с не очень развитой авиаотраслью, гораздо легче, чем от других вредных для экологии привычек. Например, электрическая Tesla не каждому по карману, а значит, придется пересесть на велосипед? Удобно ли это в мегаполисе? А как же быть с электричеством, отоплением и так далее? Ведь это лишь миф, что электрическая энергия экологична — для ее выработки также сжигается топливо (уголь, газ, мазут и так далее). Не всякий человек решится так самоотверженно защищать окружающую среду, чтобы отказаться сразу от всех благ, тем более, что мир стал гораздо комфортнее. Может, поэтому гнев Греты направлен не против очевидных источников экологических проблем, а выбран наименее необходимый в повседневной жизни европейца?

Сказка VS Реальность

Между тем, авиаотрасль уже давно вносит ощутимый вклад в снижение выбросов вредных веществ и защиту окружающей среды. Так, в прошлом десятилетии в Европе вступили в силу новые экологические стандарты, которые поставили барьер эксплуатации самолетов со старыми и менее экономичными двигателями и подтолкнули производителей к созданию более экономичных и экологичных самолетов. В России, после перехода авиакомпаний со старых советских самолетов на западные новых поколений, эмиссия вредных веществ в атмосферу снизилась в 2 раза.

Более того, многие авиаперевозчики как зарубежные, так и российские, добровольно участвуют в различных экологических проектах. Авиакомпании предлагают пассажирам компенсировать выбросы CO2, немного доплатив за билет, чтобы в последствии посадить леса, которые помогут сохранить планету. 

Например, авиакомпания S7 в 2019 году провела акцию по высадке 1 млн деревьев в регионах Сибири с целью восполнения лесного массива.

Теперь же Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) планирует начать кампанию, которая будет противодействовать движению Flygskam, чтобы сохранить репутацию отрасли. Об этом заявил глава IATA Александр де Жюньяк, передает Reuters.

«Мы запустим очень, очень большую кампанию ... чтобы объяснить, что мы сделали, что делаем и что собираемся делать в будущем», — сказал он.

По словам главы IATA, кампания направлена на то, чтобы объяснить общественности, как отрасль снижает свое воздействие на окружающую среду, в знак противодействия информации, которая «вводит в заблуждение».

Расскажи нам о своём путешествии





Сообщение успешно отправлено! Нажми, чтобы отправить еще.