Любителей турецких пляжей с 2020 года ждет неприятный сюрприз — заселения в номер гостиницы придется ждать существенно дольше. Это связано с тем, что отельеров обязали соблюдать все пункты закона о защите персональных данных.   

При заселении в отель в Турции отдыхающие могут столкнуться с длинными очередями. Власти усиливают контроль за исполнением закона о защите персональных данных, который вступил в силу еще в апреле 2016 года, а адаптационный период для изучения всех тонкостей закончился весной 2018 года. Об этом сообщает Ассоциация туроператоров России (АТОР).

Согласно закону, отели не могут делать фото или ксерокопию удостоверения личности своих гостей, запрашивать у них другую персональную информацию, в том числе, номера банковской карты и мобильного телефона, а также собирать биометрические данные.  

Однако, мало кто соблюдает этот закон на практике и по сей день, особенно в высокий сезон. При больших заездах, чтобы ускорить заселение туристов, по-прежнему делают копии их паспортов, чтобы позже на основании этих ксероксов и сканов заполнить необходимые формы по учету постояльцев. Отель обязан представить в полицию имя, фамилию и номер паспорта своего клиента, а также указать сроки его пребывания.

Власти Турции непреклонны и в 2020 году обещают следить за исполнением закона гораздо строже — нарушителям грозят большие штрафы. По информации турецких СМИ, ужесточение требований по исполнению законодательства связано с ростом мошеннических случаев с использованием персональных данных граждан. 

Профессиональные туристические объединения отельеров и туроператоров Турции выступили с критикой закона и его правоприменения. 

Как заявил президент Ассоциации профессиональных гостиничных менеджеров (POYD) Улькай Атмака, отели снимают ксерокопии паспортов клиентов из чисто практических соображений, чтобы «гости могли начать свой отдых как можно скорее». Также он заверил, что после заполнения всех необходимых форм учета, копии документов уничтожаются.

Кроме того, что новая схема обработки документов может вылиться в длительное ожидание для прибывших туристов в холле отеля или около стойки рецепции.

«В отеле, где тысячи людей выселяются и заселяются, процесс регистрации гостей без снятия копий их документов серьезно усложнится. Это приведет к увеличению количества ошибок и недовольству клиентов от очень долгого ожидания», — пояснил представитель Ассоциации отельеров и туроператоров Кемера (KETOB) Динчер Сарыкая.

По закону, отель может взять согласие клиента на обработку его персональных данных, в том числе, на снятие ксерокопии паспорта. Правда, постояльцу все равно придется подписывать специальное разрешение, при этом на оформление и распечатку этого документа все равно потребуется какое-то время.

По оценке представителей турецких принимающих компаний, новые требования могут создать очереди на заселение в номер при больших заездах в отелях среднего сегмента. 

«Как правило, в такие отели одновременно заселяются группы по 30-50 человек, а на стойке рецепции работает максимум два сотрудника. Например, на анталийском побережье есть отели 3*, где больше тысячи номеров. Конечно же, по новым правилам в высокий сезон отелю потребуется гораздо больше времени, чтобы заселить всех. Туристам остается только войти в положение, набраться терпения и подождать. Но зато наши гости будут уверены, что их персональные данные не попадут в руки злоумышленников», — рассказал представитель турецкой компании.  

С другой стороны, усиление контроля за исполнением закона практически не затронет постояльцев luxury-отелей — обычно такие туристы приезжают в гостиницу на индивидуальном трансфере, и к тому же на стойках рецепции таких отелей работает много персонала, который быстро справится со всеми формальностями.

Между тем, возникает вполне логичный вопрос: если отель все равно обязан переписать паспортные данные гостя и отправить их на регистрацию в полицию, не является ли это также обработкой персональных данных, разрешение на которую необходимо получить у постояльца? И как с этим обстоят дела в российских отелях?

Стоит отметить, что контроль за исполнением закона о защите персональных данных — не первый сюрприз на турецком рынке туриндустрии в этом году. Так, с 1 января ни принимающие компании, ни агентства, ни таксисты не могут встречать туристов сразу у выхода из зоны таможенного контроля в аэропорту Стамбула. В случае, если представителя турагентства увидят с табличкой, то ему грозит штраф в размере 48 евро.