1 мая 2020 года авиакомпания LATAM покинет альянс oneworld. Изначально планировалось, что авиаперевозчик покинет альянс в октябре 2020 года, но в компании решили ускорить процесс.

После объявления LATAM о партнерстве с участником альянса Skyteam авиакомпанией Delta Air Lines, южноамериканской авиакомпании придется завершить партнерские отношения с - American Airlines и выйти из альянса oneworld.

LATAM Airlines Group была основана в 2012 году в результате слияния линий LAN (Чили) и TAM (Бразилия). До 2012 года LAN и TAM работали под разными брендами, но после слияния они сохранили две свои основные базы в Сантьяго-де-Чили и Сан-Паулу. В 2013 году LATAM присоединилась к альянсу oneworld. В настоящее время авиакомпания занимает около 50% доли на авиационном рынке Латинской Америке. 

Однако в сентябре 2019 года участник альянса Skyteam американская Delta сообщила о покупке 20% доли в LATAM Airlines Group. Стоимость сделки — $1,9 млрд. Кроме того, Delta планирует инвестировать еще $350 млн, чтобы «поддержать установление стратегического партнерства». Также американский перевозчик будет представлен в Совете директоров LATAM. Благодаря партнерству, Delta и LATAM совместно свяжут авиалиниями 435 городов по всему миру.

Кроме того, американский авиаперевозчик приобретет четыре самолета Airbus A350 у LATAM, и возьмет на себя обязательства южноамериканской авиакомпании по покупке ещё 10 таких лайнеров, которые будут поставлены в период с 2020 по 2025 годы.

Именно покупка авиакомпанией Delta доли в LATAM и означает, что южноамериканскому авиаперевозчику необходимо выйти из альянса oneworld в течение года. Изначально предполагалось, что это произойдет 1 октября 2020 года, однако чилийская авиакомпания решила сделать это уже с 1 мая 2020 года, чтобы установить «более тесное партнерство» с Delta Air Lines. 

Решение LATAM выйти из oneworld серьезно отразится на конкуренте Delta — American Airlines, с которой ранее южноамериканский перевозчик работал над созданием «совместного предприятия», но впоследствии столкнулся с неодобрением этого со стороны властей Чили. Латинская Америка — самый выгодный для American рынок, что в основном достигалось за счет партнерства с LATAM. 

Потеря такого стратегического партнера серьезный удар для American. Однако авиакомпания не намерена сдаваться и уже активно ведет переговоры с авиакомпанией GOL Linhas Aereas (GOL), которая ранее заявила о прекращении сотрудничества с Delta Air Lines.

Начиная с февраля 2020 года LATAM планирует осуществить переход из 8 Терминала международного аэропорта имени Джона Ф. Кеннеди (Нью-Йорк) в Терминал 4, где выполняет рейсы авиакомпания Delta. Тогда же участники программы лояльности авиакомпании получат доступ и к VIP-залу в Терминале 4.

В то же время, если вы являетесь участником программы для часто летающих пассажиров альянса oneworld, вы сможете бронировать авиабилеты LATAM, используя баллы или мили вплоть до 30 апреля 2020 года. То же самое можно сказать и о членах программы LATAM Pass, желающих путешествовать другими авиакомпаниями альянса oneworld. 

Также LATAM планирует сохранить отношения со многими бывшими партнерами по oneworld — British Airways, Cathay Pacific, Finnair, Iberia, Japan Airlines, Malaysia Airlines, Qantas, Qatar, Royal Jordanian, S7 Airlines и SriLankan Airlines, за исключением только American Airlines (по понятным причинам).

В целом, партнерство LATAM и Delta значительно изменит расстановку сил на южноамериканском континенте. Более того, новое объединение станет самым сильным игроком и в Северной, и в Южной Америке. Также, Delta серьезно укрепит не только свое положение в Латинской Америке, но и всего альянса SkyTeam, где исторически его присутствие было минимальным.

Хотя перспективы вступления самой LATAM в альянс SkyTeam пока неочевидны. На данный момент у LATAM нет каких-то определенных планов по присоединению к глобальному авиационному альянсу. Несмотря на то, что в него входит Delta, не исключено, что южноамериканский перевозчик поступит по примеру Virgin Atlantic, Virgin Australia и WestJet, а точнее — не будет вступать в альянс, а сконцентрируется на двусторонних соглашениях с авиакомпаниями. Возможно, это соответствует и стратегии Delta — управлять крупным региональным игроком, не отягощенным обязательствами перед альянсами и свободно использующий различные схемы сотрудничества.