Агентство по борьбе с коррупцией Малайзии расследует заявление британского Управления по борьбе с крупным мошенничеством (SFO) о том, что Airbus подкупила должностных лиц AirAsia Group Bhd и AirAsia X Bhd, чтобы получить выгодные контракты на поставку самолетов. 
Малайзийское агентство по борьбе с коррупцией (MACC) расследует информацию, полученную от британского антикоррупционного бюро, о том, что компания Airbus дала взятку за получение крупного заказа. Речь идёт о $50 млн за контракт на закупку самолётов для крупнейшей азиатской бюджетной авиакомпании AirAsia, базирующейся в Малайзии. Об этом пишет Reuters.

«В соответствии с Законом, мы — Малайзийская комиссия по борьбе с коррупцией, уполномочены и обладаем юрисдикцией для расследования любого акта коррупции, совершенного любым гражданином или постоянным жителем Малайзии в любом месте за пределами Малайзии, — заявила главный комиссар MACC Латхефа Койя. — В случае с Airbus-AirAsia я подтверждаю, что MACC связалась с властями Великобритании и уже расследует этот вопрос».

Расследование началось после того, как правительство Малайзии оценило пять стратегических инвестиционных предложений, в том числе одно от AirAsia, для партнерства с национальным перевозчиком Malaysia Airlines. Ранее Британское антикоррупционное управление заявило, что Airbus не сумел предотвратить действия своих ассоциированных сотрудников, давших взятку представителям руководства AirAsia Group и её подразделению AirAsia X

Утверждения SFO касаются соглашения о спонсорстве 2012 года между ныне несуществующей гоночной командой Caterham Formula 1, основанной главой AirAsia Тони Фернандесом, и тогдашним прародителем Airbus — EADS. Предполагается, что в период с октября 2013 года по январь 2015 года EADS заплатило $50 млн за спонсорство Caterham, которым совместно владеют два человека — AirAsia Executive 1 и AirAsia Executive 2.

По данным британского SFO, руководители 1 и 2 были «ключевыми лицами, принимающими решения в AirAsia и AirAsia X, и были тем самым вознаграждены за заказ 180 самолетов Airbus». «Платежи спортивной команде были направлены на то, чтобы вознаградить их за надлежащую услугу в отношении бизнеса», — говорится в судебных документах.

AirAsia заявила, что никогда не принимала решений о покупке, основанных на «спонсорстве со стороны Airbus», и о готовности «полностью сотрудничать» с Антикоррупционной комиссией Малайзии. «AirAsia решительно отвергает и отрицает любые обвинения в совершении правонарушений», — говорится в заявлении.

Авиакомпания также подчеркнула, что «все переговоры и сделки, ведущие к подписанию какого-либо соглашения о покупке самолетов, были проведены непосредственно с Airbus на постоянной основе и без участия каких-либо третьих сторон или посредников».

Кроме того, генеральный директор Air Asia Тони Фернандес и председатель правления Камарудин Меранун временно уйдут со своих постов в компании на 2 месяца, пока идёт расследование.

Европейская корпорация Airbus отказалась комментировать появившиеся сообщения о причастности к коррупции. Однако это не первый скандал, связанный с европейским авиапроизводителем. Ранее Airbus SE уже сообщала, что договорилась выплатить штраф в размере $4 млрд, чтобы урегулировать дело о взятках во Франции, Великобритании и США.

Национальная финансовая прокуратура Франции полагает, что Airbus давал взятки при выходе на новые рынки в 16 странах, в том числе в Японии, России и Китае, чтобы увеличить свою прибыль на 1,05 млрд евро. Таким образом, авиапроизводитель выплатит 2,1 млрд евро властям Франции, 983 млн евро – Великобритании и 530 млн евро – США.

По словам источника Reuters, знакомого с подробностями разбирательства, компания использовала схему с посредниками в течение примерно десяти лет. Все решения по этим вопросам принимали сотрудники ныне расформированного подразделения Airbus, где числилось 250 человек, а суммы платежей исчислялись сотнями миллионов евро в год. А Bloomberg, со ссылкой на американских следователей, сообщает, что в коррупционных схемах участвовали сотрудники отдела маркетинга и стратегии, где работали 150 человек.

Европейский концерн также обязался в полной мере сотрудничать со следствием во всех трех странах и сообщать о любых дальнейших правонарушениях. В случае если Airbus не будет соблюдать эти условия, судебное разбирательство возобновится. Соглашение будет действовать до 31 января 2023 года.

Такая сделка позволила Airbus избежать уголовного преследования, которое могло привести к запрету на публичные контракты в Соединенных Штатах и Европейском Союзе. Однако, несмотря на то, что вроде бы справедливость восторжествовала, вряд ли это можно назвать справедливостью. Взятки давались и получена Airbus прибыль в Японии, России и Китае, а $4 млрд уйдут в бюджеты Франции, Великобритании и США. Получается, как будто власти США и ЕС не против незаконных заработков Airbus в третьих странах, если с ними готовы делиться…