Австралийское агентство по онлайн-бронированию путешествий Fly365, работающее на рынке около 4,5 лет, перешло под внешнее управление и оставило сотни туристов в неведении относительно оплаченных ими поездок.
Базирующаяся в Квинсленде Fly365, основанная в 2015 году, 21 февраля 2020 года перешла под внешнее управление. Это официальная версия произошедшего. Однако по факту компания просто исчезла. В тот же день был закрыт веб-сайт, отключено мобильное приложение и страница компании в фейсбуке, что вызвало массовое замешательство среди клиентов, которые заплатили компании за туристические услуги. Об этом сообщает The Guardian.

Также Fly365 оставила и клиентов, искренне считавших, что они с помощью ее сервисов успешно забронировали авиабилеты, без какой-либо дальнейшей информации о возврате денежных средств. Клиенты, которые не оставляли попыток связаться по горячей линии, получали автоматическое голосовое сообщение о том, что «австралийский контакт-центр в настоящее время закрыт».

«Обратите внимание, что Fly365 Pty Ltd больше не торгует. Пожалуйста, свяжитесь с вашей авиакомпанией напрямую по поводу бронирования, которое вы сделали», — такой автоматический ответ слышат клиенты компании по телефону.

Более того, в фейсбуке появилась стихийная группа поддержки пострадавших от Fly365. Некоторые из пострадавших сообщают, что сделали заказы только за день до «исчезновения» компании, а другие члены группы не смогли вернуть деньги за отмененные рейсы якобы на основании распространения коронавируса.

Однако, Fly365 — это не единичный подобный случай. Компания является лишь одной из ряда онлайн-агентств по бронированию авиабилетов, которые в последние месяцы прекратили свою деятельность, что вызывает вопросы к регулированию и контролю в отрасли.

В частности, в январе прошлого года закрылся также популярный сайт онлайн-бронирования для путешественников Bestjet. Компания была основана Рэйчел Джеймс, женой бывшего владельца Air Australia Майкла Джеймса, всего через несколько недель после громкого краха бюджетной авиакомпании в 2012 году.

Примечательно, что согласно документам, поданным в австралийскую комиссию по ценным бумагам и инвестициям, бывший генеральный директор Bestjet Скотт Мэйн, одновременно является и директором Fly365. Однако, в отличие от Bestjet, Fly365 была аккредитована при Австралийской федерации туристических агентств — организации, занимающейся саморегулированием туристических агентств в Австралии (AFTA). 

Исполнительный директор AFTA Джейсон Уэстбери в свою очередь заявил, что организация займется расследованием обстоятельств произошедшего. По его словам, коллапс сайта онлайн-путешествий застал AFTA врасплох. Федерация заявила, что не получала никаких предварительных уведомлений о том, что Fly365 вступает в процедуру по ликвидации, однако обязуется соблюдать схему ATAS — австралийскую национальную схему аккредитации, поддерживающую турагентов, которые соответствуют строгим финансовым критериям и критериям обслуживания клиентов.

«Это очень прискорбная ситуация. AFTA твердо верит, что обстоятельства, не зависящие от федерации и схемы ATAS, привели к такому результату», — сказал Уэстбери. Он также добавил, что «AFTA не имела возможности предсказать этот результат и делает все возможное для мониторинга и проверки туристических компаний, имеющих аккредитацию ATAS». По его словам, это позволяет Австралийской федерации турагентств предсказывать подобные результаты, «но не в этом случае».

«Несмотря на то, что процесс ликвидации уже запущен, AFTA проведет более глубокий анализ ситуации, чтобы уделить более серьезное внимание применения схемы ATAS к онлайн-турагентам в Австралии», — добавил глава федерации. В AFTA подчеркнули, что большинство путешественников, затронутых ситуацией, должны иметь возможность вернуть средства, потраченные на билеты.

Примечательно, что многие путешественники, которые потеряли свои средства, были направлены на Fly365 через популярный туристический агрегатор Skyscanner. Представитель Skyscanner заявил, что компания «сочувствует» пострадавшим туристам, пишет австралийский портал The Age

В Skyscanner пояснили, что «всего лишь показывают путешественникам все возможные варианты и широкий спектр поставщиков услуг. Большинство туристов бронируют билеты на сайте провайдера услуги. Однако почти невозможно узнать, перестанет ли партнер работать. В таких случаях у нас нет информации о клиенте, чтобы выполнить отмену бронирования.

В то же время в Skyscanner заверили, что «подавляющее большинство из тех, кто через Skyscanner приобрел перелеты у Fly365, уже имеют действительные билеты».