Апелляционный суд Великобритании постановил, что предложения о строительстве третьей взлетно-посадочной полосы в аэропорту Хитроу противоречат целям правительства страны по улучшению климата. Это станет серьезным ударом для авиакомпаний, которые надеялись на увеличение провозных мощностей в перегруженном аэропорту — многие авиаперевозчики рассчитывали на новую взлетно-посадочную полосу, чтобы расширить свою маршрутную сеть.

Проект строительства третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП) в лондонском аэропорту Хитроу может быть в очередной раз отложен или совсем похоронен, из-за решения суда, поддержавшего эко-активистов, которые пытаются помешать планам его расширения. 

Британский апелляционный суд отменил вынесенное в мае решение о прекращении рассмотрения исков природоохранной организации Friends of the Earth и других активистов, которые выступали против поддержки властями инициативы по расширению аэропорта.

Противники строительства ВПП говорят, что эти планы не соответствуют политике Великобритании в области борьбы с изменением климата и Парижскому климатическому соглашению. Власти не приняли во внимание вопрос об изменении климата, когда одобрили проект, и должны пересмотреть свое решение, постановил судья Кит Линдблом.

Это первое в мире решение суда, основанное на климатическом соглашении, которое может стать прецедентом для других аналогичных проектов, связанных с выбросами CO2.

Решение суда может стать еще одним препятствием на пути реализации проекта, который уже ранее переносился, в связи с опасениями по поводу его стоимости. Кроме того, до этого на протяжении десятилетий все проекты по расширению аэропорта откладывались по причинам: усиления шума, повышения уровня загрязнения воздуха, сноса домов и проблем с дорогами.

Примечателен тот факт, что премьер-министр страны Борис Джонсон до вступления в должность был ярым противником третьей взлетно-посадочной полосы в Хитроу, но позднее перешел на другую сторону, заявив о поддержке расширения воздушной гавани.

На этой неделе пресс-секретарь Джонсона Джеймс Слек сказал, что строительство третьей ВПП в Хитроу является «проектом частного сектора», при этом подчеркнул, что руководство аэропорта должно показать, что проект отвечает требованиям, касающимся шума и загрязнения воздуха.

Министр транспорта Великобритании также в числе сторонников расширения Хитроу. «Расширение аэропорта является ключевым фактором для улучшения связей со всем миром», — заявил министр транспорта Великобритании Грант Шаппс.

В свою очередь, аэропорт опубликовал заявление о готовности оспорить решение суда. Главный исполнительный директор Хитроу Джон Холланд-Кэй на этой неделе назвал проект расширения аэропорта «необходимым для глобальной Великобритании». 

По его словам, срыв плана будет выгоден конкурирующим с Великобританией экономикам, таким как Франция. В частности, он предупредил, что без расширения парижский аэропорт Шарль-де-Голль лишит Хитроу статуса самого загруженного аэропорта Европы в течение двух лет.

Напомним, что в соответствии с Парижским климатическим соглашением, Великобритания ратифицировала цель по сокращению чистых выбросов CO2 до нуля к 2050 году. Это соглашение предусматривает необходимость удержать рост температуры на Земле в пределах 2˚С по отношению к показателям доиндустриальной эпохи — показатели выше этого, по мнению ученых, приведут к необратимым последствиям. А в период с 2050-2100 гг необходимо ограничивать выброс парниковых газов, получаемых в результате промышленной деятельности человека, до уровня, который деревья, почва и Мировой океан могут переработать естественным образом.

Кроме того, развитые страны должны выделять средства в специальный климатический фонд для помощи более бедным государствам на борьбу с последствиями климатических изменений (например, стихийные бедствия или подъем уровня океана) и переход на использование возобновляемых источников энергии.

В то же время, несмотря на то, что планы по строительству третьей взлетно-посадочной полосы в Хитроу в нынешнем виде были заблокированы, это ещё не означает, что ее строительство не состоится. В данный момент разработчики вернулись к начальному этапу проектирования — если аэропорту и проектировщикам удастся показать, что расширение аэропорта может произойти без нарушения Парижского соглашения и не будет препятствовать планам правительства страны, то в конце концов оно будет одобрено.

В любом случае, уже понятно, что первоначальная цель по открытию ВПП в 2026 году достигнута не будет. В то же время, аналитики считают, что, с учетом возврата на нулевой уровень и предстоящих неизбежных долгих судебных разбирательств с экологами, и 2030 год может стать нереалистичным сроком завершения работ. 

Несомненно, такое развитие событий неблагоприятно скажется на авиакомпаниях, которые оперируют в Хитроу, лишены возможности развития маршрутной сети из этого аэропорта.

На этом фоне примечательно, что общеевропейская борьба за экологию не препятствует развитию аэропортов в других странах. Так, международный аэропорт Вены в Австрии, расположенный в самом центре Европы и всего в 18 км от центра города, уже планирует завершить строительство третьей взлетно-посадочной полосы в том же самом 2030 году. И никакие соглашения и экоактивисты им не указ.