Обычно три глобальных мировых авиационных альянса тратят немало сил на конкурентную борьбу. Однако в тяжелые времена срабатывает инстинкт самосохранения, и сегодня они объединяются перед лицом потерь от эпидемии коронавируса. Большая тройка консолидировано призвала правительства и заинтересованные стороны оказать поддержку авиакомпаниям.
Авиационная отрасль испытывает серьезные трудности в результате глобальной пандемии COVID-19. В частности, в результате огромного снижения спроса на перевозки, связанного с ограничениями вплоть до закрытия границ государств, многие авиакомпании выполняют или почти пустые рейсы, или вообще не летают. А такие авиаперевозчики, как airBaltic и LOT Polish Airlines, даже были вынуждены временно закрыться.

Между тремя глобальными  альянсами авиакомпаний - oneworld, SkyTeam и Star Alliance - обычно царит атмосфера здоровой конкуренции. Однако сегодня они собрались вместе, чтобы призвать на помощь. Все три альянса призвали правительства оказать поддержку авиакомпаниям в условиях кризиса такого масштаба, с которым мировая авиаиндустрия ещё не сталкивалась в своей истории. 

«Правительства должны реализовать меры, которые они считают необходимыми для сдерживания распространения COVID-19, и должны быть готовы к широкомасштабным экономическим последствиям, которые могут возникнуть в результате этих мер», — заявил генеральный директор oneworld Роб Герни.

На три упомянутых глобальных альянса приходится более половины мировых авиаперевозок, и эти структуры очень хорошо разбираются в рынке и управлении авиакомпаниями.

«Правительства должны оценить все возможные способы оказания помощи авиационной отрасли в этот беспрецедентный период. Человеческое и финансовое воздействие вспышки COVID-19 на авиационную отрасль беспрецедентно», — заявила глава SkyTeam Кристин Колвиль.

Не говоря уже о том, что снижение спроса на авиаперевозки сопровождается и обрушением индустрии туризма, где сосредоточены сотни миллионов рабочих мест по всему миру.

«Правительствам и заинтересованным сторонам одинаково важно избегать дальнейшего бремени и принимать меры, которые обеспечат будущее туристической индустрии», — подчеркнул генеральный директор Star Alliance Джеффри Го.

Так, согласно новому отчету CAPA (Center for Aviation), уже к маю многие авиакомпании могут обанкротиться на фоне нынешней вспышки COVID-19. Однако на авиаперевозчиков влияет не только снижение спроса. Все гораздо серьезнее. 

Авиакомпании впервые столкнулись с широкими ограничениями на поездки, что означает, что они не только не могут управлять всеми полетами по своей маршрутной сети, но и не могут продавать билеты для будущих бронирований. 

Кроме того, наряду со стагнацией будущих бронирований, авиакомпаниям приходится выплачивать тысячи возвратов либо за рейсы, которые они больше не могут выполнять, либо клиентам с возвратными билетами, которые больше не хотят путешествовать.

Влияние на быстросокращающийся денежный запас авиакомпаний оказывает «приземленный» воздушный флот, за парковку которого также надо платить.

«Поскольку влияние коронавируса охватывает весь наш мир, многие авиакомпании, вероятно, уже доведены до технического банкротства или, по крайней мере, существенно нарушают долговые обязательства», — говорится в сообщении CAPA.

В сообщении также подчеркивается, что «авиационная индустрия — это гораздо больше, чем просто здоровье авиакомпаний. Отрасль имеет решающее значение для глобальных коммуникаций и торговли».

И здесь у игроков рынка различные стартовые условия. Так, например, китайские авиакомпании в основном поддерживаются правительством, поэтому, по крайней мере, крупные игроки останутся платежеспособными. 

В то время как акции многих крупных международных игроков упали на 50% и более, акции трех крупнейших китайских авиаперевозчиков потеряли лишь чуть более 10%, подчеркивают в CAPA.

Крупные компании США также будут иметь доступ к государственным субсидиям. А вот Евросоюз, по оценке CAPA, будет действовать выборочно. Так правительство Италии заявило о переходе авиакомпании Alitalia под контроль государства, которое окажет необходимую финансовую поддержку. Однако так «повезет» не всем.

«Уже очевидно, что авиакомпании не в состоянии самостоятельно пережить нынешний кризис. И здесь остается уповать лишь на трезвость мысли государственных чиновников и возможности бюджетов. Авиаперевозчики потеряли возможность летать по многим направлениям, им необходимо вернуть деньги своим клиентам, и нет выручки от будущих продаж. Но самое неприятное, что не видно края эпидемии. Никто не знает, сколько все это продлится. И все это время нужно содержать флот воздушных судов, инфраструктуру и персонал. Даже самые успешные игроки рынка вряд ли смогут пережить эту эпидемию, если она продлится более двух месяцев. Однозначно правительствам предстоит продумать меры поддержки этой важной для всего мира, высокотехнологичной и очень ресурсоемкой отрасли», - говорит директор аналитического агентства «АвиаСтат» Роман Гусаров.