Новые сведения из Китая показывают, что нормальная жизнь медленно, но верно возвращается. И эти искры оптимизма вселяют и в нас надежду на скорое избавление. Показатели авиакомпаний увеличиваются неделя за неделей, и большинство аэропортов, в том числе в сильно пострадавшей провинции Хубэй, вновь открываются для пассажиров. 
По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), темпы падения мировых пассажирских авиаперевозок в феврале стали самыми сильными с момента терактов 11 сентября 2001 года. 

Падение показателей мировой авиации в феврале составили - минус 14,1% в годовом исчислении, после роста на 2,4% месяцем ранее. 

«Это было самое резкое сокращение трафика с терактов 11 сентября 2001 года, и отражало коллапс внутренних перевозок в Китае и резкое падение международного спроса в Азиатско-Тихоокеанском регионе из-за распространяющегося вируса COVID-19 и введенных властями ограничений на поездки», — говорится в сообщении IATA.

В Китае падение объема международных пассажирских авиаперевозок в феврале составило 10,1%, а внутренних — 20,9%.

В региональном разрезе, падение пассажирских авиаперевозок в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), который занимает треть всего рынка, в феврале составило 41,3% в годовом выражении. Показатель в Африке упал на 0,7%. При этом в Латинской Америке зафиксирован рост на 3,1%, в Европе — на 0,7%, в Северной Америке — на 5,5%, в странах Ближнего Востока — на 1,7%.

Как видно из февральских показателей, основной спад произошел в Китае и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Ожидаемые показатели марта иные – значительный спад в других регионах мира и возможное незначительное улучшение показателей в АТР.

В целом, распространение COVID-19 оказало очень серьезное влияние на всю авиационную отрасль, включая и производителей авиатехники. Американская аэрокосмическая корпорация Boeing уже временно закрыла некоторые сборочные линии в Рентоне, штат Вашингтон, также будет закрыто и предприятие в штате Пенсильвания, которое выпускает тяжелые военно-транспортные вертолеты H-47 Chinook, конвертопланы V-22 Osprey и многоцелевые вертолеты MH-139A Grey Wolf, предназначенные для защиты шахт межконтинентальных баллистических ракет (МБР) до 20 апреля. 

Сотрудники этих объектов переводятся на удаленный режим работы. Тем, чьи обязанности не позволяют работать в таком режиме, уйдут в отпуск с сохранением содержания за 10 дней.

Проблемы авиапроизводителей носят не только временный характер. Очевидно, что после спада мировой экономики снизится спрос на авиаперелеты по всему миру, а значит и на новые самолеты.

Так, европейский авиастроительный концерн Airbus уже изучает возможность резкого сокращения объемов производства узкофюзеляжных самолетов во избежание перепроизводства. Причем, по словам источников Reuters, «компании, возможно, придется снизить официальную месячную норму производства самолетов семейства A320 в 60 машин на четверть, а возможно и на половину». И это на фоне того, что главный конкурент Boeing уже год совсем не поставляет на рынок самолеты 737MAX.

А вот авиационная промышленность Китая впервые с января начинает демонстрировать признаки восстановления.  


За последние несколько недель трафик пассажирских перевозок снова начал расти, и сегодня все аэропорты в провинции Хубэй, кроме Уханя, открыты для внутренних рейсов. Ожидается, что этот аэропорт откроется 8 апреля.

Помимо аэропортов, власти открыли и железнодорожное сообщение с провинцией Хубэй 28 марта. Поезда во все районы, включая Ухань, в настоящее время возобновлены, и ожидается, что коммерческая деятельность в провинции полностью возобновится на этой неделе.

Главная тенденция в Китае — увеличение спроса на авиаперевозки в течение четвертой недели подряд. 

Самый низкий показатель был в середине февраля, когда объемы перевозок снизились на 70,8%. С тех пор рынок начал расти.

Несмотря на то, что Китай имеет большую международную сеть, огромная доля перевозок в Поднебесной осуществляется внутри страны. Соответственно, рост пассажирских перевозок пока ограничен рамками внутренних рейсов, поскольку большинство международных все еще ограничены как национальными ограничениями, так и запретами других стран. 

По данным OAG, перевозки в мире снизились более чем на четверть. Последний отчет за эту неделю показывает снижение во всем мире на 28,7% по сравнению с аналогичной неделей прошлого года, причем в некоторых регионах, включая Италию и Гонконг, снижение составило более 80%.

Единственная ложка дегтя — запрет на прямые рейсы из Хубэй в Пекин. Возобновление авиасообщения и, что еще важнее, жизни в провинции Хубэй, дают надежду всему остальному миру, что этот нынешний кризис скоро закончится. 

Единственное неизвестное — сделал ли остальной мир достаточно, чтобы сдержать распространение COVID-19. Китай очень быстро среагировал на пандемию — жесткие меры и ограничения ускорили возвращение страны к нормальной жизни. Ввиду того, что другие страны только вступили в борьбу с коронавирусом, упустив начало эпидемии и не предприняв достаточных мер противодействия, существует риск, что для подавления пандемии во всем мире понадобится больше времени.
 
P.S. Вчера китайская авиакомпания Cathay Pacific совершила первый за несколько недель полёт из Гонконга в аэропорт Бен-Гурион, это был грузовик Boeing 777-367ER. Полёты были прекращены 23-го февраля после вспышки Covid-19 в Китае. Пока что власти Китая и управление гражданской авиации Израиля выдали разрешение только на грузовые рейсы