В европейских странах ищут форматы поддержания ликвидности туроператоров и авиакомпаний. Вместо возврата средств за аннулированные туры и авиабилеты потребителям предложат депозитные ваучеры на услуги в будущем.
Первыми эксперимент по внедрению туристических ваучеров запускают в Германии. Механизм поддержки ликвидности туроператоров и туристических агентств предложила Немецкая туристическая ассоциация (DRV), сообщили в Ассоциации туроператоров России (АТОР). Предложение DRV уже поддержали крупные немецкие туроператоры: TUI, DER Touristik, FTI.  

Потребителям, у которых были сделаны бронирования до 8 марта 2020 года, предложат вместо возврата денежных средств (по авиабилетам по закону это в срок до 7 дней, по турам – в срок до 14 дней) так называемые «ваучеры» или «купоны» (Gutschein) сроком действия до 31 декабря 2021 года. 

Если в течение этого срока клиент не воспользуется ваучером и не активируют услугу, ему вернут живые деньги – но только начиная с 1 января 2022 года. При этом потребитель может претендовать на выплату средств и досрочно только в самых исключительных случаях, которые пропишут отдельно. Например, если вдруг потребуются средства на срочную операцию.

Важно, что гарантом выплат по ваучеру выступает государство: в случае банкротства туроператора или перевозчика правительство Германии выплатит потребителю «замороженные» денежные средства.  На данном этапе на эти цели в специальный фонд уже направлено 110 млн евро.

Как считает президент DRV Норберт Фибиг, предложенная схема поможет избежать многим туристическим компаниям банкротства. По его словам, ваучерную схему правительство Германии предложило для реализации в рамках всего ЕС.

Соответствующие документы в Брюсселе пообещали рассмотреть «как можно скорее».  По словам чиновников ЕС, сложность в том, что не у всех государств Евросоюза сейчас есть финансы для создания «фонда гарантированных выплат».

Между тем, опыт Германии уже готовы внедрить во Франции, Италии, Австрии и Бельгии. 

Во Франции уже подготовлен законопроект, согласно которому полный возврат средств клиентам туркомпаний возможен лишь спустя 18 месяцев с момента аннуляции тура.

В DRV обосновали преимущества схемы Gutschein для всех вовлеченных в туристический процесс сторон. Во-первых, все выплаченные комиссии остаются в туристическом агентстве.

Если туроператор не успел перевести агенту вознаграждение, он обязан это сделать при оформлении агентством ваучера. Эти выплаты должны поддержать ликвидность розницы. 

По схеме DRV, клиенты должны получать ваучеры у тех же туристических агентств, где они приобретали туры. Это поможет рознице не потерять бронирования, комиссионные и сохранить клиентскую базу.

Во-вторых, ваучер, выданный туроператором, снимает с турагента ответственность за возврат средств клиенту, в особенности в случае банкротства организатора туров. В этом случае средства за тур вернет государство.

В-третьих, средства туриста в любом случае защищены государством. К тому же у потребителя есть выбор: воспользоваться туром до конца 2021 года, или получить полную стоимость бронирования – но уже в 2022 году.

В России АТОР обратилась в правительство с предложением рассмотреть новый комплекс мер по поддержке туриндустрии в условиях кризиса с пандемией COVID-19. Среди них – заморозка выплат туристам за аннулированные туры до 2022 года, подкрепленная депозитным сертификатом.

Придерживаться схемы депозитных ваучеров вместо возврата денег рекомендовано и авиакомпаниям

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) признала такие инструменты законной формой в отношениях покупателя авиабилета и авиакомпании.

Примечательно, что подобная практика уже заработала в авиакомпании «Победа», которая обещает прямой возврат денежных средств клиентам за отмененные рейсы только после 1 июня 2021 года. До этого средства будут возвращены только на счёт в личном кабинете на сайте лоукостера с возможностью приобретения другого билета на рейс перевозчика. При этом авиакомпания обещает 10% скидки на следующий перелет.

У других российских авиакомпаний условия возврата средства более гибкие. Потребитель может оставить заявку на обычный возврат средств, но в какие сроки это произойдет, перевозчики из-за форс-мажора сообщить не могут.  В качестве альтернативы  «Уральские авиалинии» предлагают вернуть полную стоимость билета бонусами на будущие перелеты.

У S7 «самый оперативный способ» возврата денег —  обмен на сертификат, причем стоимостью на 10% больше исходной цены билета. Деньги останутся на «личном депозите», их можно потратить на новое путешествие или дополнительные услуги в полете в течение одного года.

Схему депозитов и поощрений при их использовании запустили и европейские перевозчики. Так, WizzAir предлагает бонус в 20% стоимости перевозки, если пассажир согласится на возврат денег на счет в личном кабинете, Lufthansa — скидку в 50 евро на все перебронированные рейсы с новой датой вылета до 31 декабря 2020 года.
Расскажи нам о своём путешествии





Сообщение успешно отправлено! Нажми, чтобы отправить еще.