Аэропорт «Шереметьево» в очередной раз объявил об открытии третьей взлетно-посадочной полосы. Этот проект можно назвать одним из самых длительных долгостроев отечественно гражданской авиации.

Аэропорт «Шереметьево» объявил, что 19 сентября запускается в эксплуатацию третья взлетно-посадочная полоса (ВПП-3). В открытии примут участие Специальный представитель Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта С.Б. Иванов, Министр транспорта РФ Е.И. Дитрих, Руководитель Росавиации А.В. Нерадько, Губернатор Московской области А.Ю. Воробьёв, Председатель Совета директоров АО «МАШ» А.А. Пономаренко и другие.

Введение в строй ВПП-3 повысит максимальное количество взлетно-посадочных операций (ВПО) в час с нынешних 55 до 90, практически удваивая пропускную способность аэропорта. Напомним, что действующие первая и вторая полосы аэропорта расположены слишком близко друг к другу и не могут использоваться одновременно.

Кроме того, введение в эксплуатацию третьей полосы, по информации аэропорта, должно повысить привлекательность «Шереметьево» как международного транзитного авиаузла.

На строительство ВПП-3 потрачено около 55,7 млрд рублей без учета затрат на выкуп земель. Длина полосы составит 3200 м, а ширина — 60 м. Такие размеры позволят принимать на нее все виды воздушных судов, включая широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты.

Решение о строительстве третьей ВПП было принято в далеком 2009 году.  Финансирование производилось из федерального бюджета в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». Генеральным подрядчиком был выбран «Инжтрансстрой», который впоследствии в 2015 году обанкротился. В процессе строительства выяснилось, что в проекте не была учтена необходимость переноса ряда инфраструктурных объектов, на что потребовались дополнительные деньги. Затем правительство передало подряд компании «Трансстроймеханизация» (входит в группу «Мостотрест», основным владельцем которой является Аркадий Ротенберг).

Сроки открытия третьей полосы неоднократно переносились. Объект планировали открыть к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Позже сообщили о переносе открытия на апрель 2019 года. Затем замминистра транспорта Александр Юрчик говорил, что полоса должна быть полностью готова к июню. Росавиация позже заявила, что строительство планируется завершить 1 июля. А в начале июля первый замгендиректора по производству «Шереметьево» Андрей Никулин сообщил, что ВПП-3 будет введена в эксплуатацию до 1 сентября.

Однако аэропорт  вновь объявил об очередном переносе открытия на более поздний срок, объяснив это тем, что завершаются работы по оформлению необходимой документации и проводятся тренировки персонала, который будет задействован в обеспечении полетов с новой взлетно-посадочной полосы.

При этом, в пресс-службе тогда отметили, что строительные работы на ВПП-3 полностью завершены. Получено заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, а Росавиация выдала разрешение на ввод комплекса ВПП-3 в эксплуатацию.

В то же время, скорее всего, это была не единственная причина очередного переноса. В конце августа «Коммерсантъ» писал, что вокруг открытия ВПП-3 разгорелся новый скандал. Выяснилось, что рядом с полосой все еще живут люди — всего в нескольких метрах от нее. По правилам дома должны были снести еще до начала строительства, а собственникам выплатить компенсации. Однако демонтировали не все здания, осталось около 100 домов в деревнях Дубровка и Перепечино. Для расселения этих и других населенных пунктов из бюджета выделяли больше 5 млрд рублей, но денег оказалось недостаточно, сумму несколько раз меняли. Тогда ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» заявило, что выкупит 107 земельных участков рядом с ВПП-3 до конца 2019 года, передавало «Интерфакс».

«Все собственники имущества, расположенного в санитарно-защитной зоне аэропорта «Шереметьево», проинформированы о предпринимаемых шагах и сроках по выкупу земельных участков и расселению граждан», - уточняли во ФГУП «АГАА».

Правда, это не избавит жителей Подмосковья от неудобств, связанных с соседством с новой полосой. Жители Лобни и Зеленограда и близлежащих деревень высказывают опасения, что взлетающие и совершающие посадку самолеты будут проходить слишком низко и шумно над их домами.

И так, на четверг назначена очередная попытка поставить точку в истории этого авиационного долгостроя. Что интересно, это не единственные проблемный объект в современной отечественной гражданской авиации. Практически аналогичная ситуация складывается со строительством второй взлетно-посадочной полосы в аэропорту «Домодедово», завершение которого в обозримом будущем также сложно спрогнозировать.