Экономика КНР растет, и поездки за границу становятся одним из любимых развлечений граждан Поднебесной. Еще каких-то 20 лет назад китайцы и мечтать не могли о загранпаспорте, а сегодня они активно путешествуют по всему миру.

За время завершившегося недавно периода летних каникул в Китае увеличилось количество пассажиров, совершивших авиаперелеты. Об этом сообщает агентство «Синьхуа» со ссылкой на данные Управления гражданской авиации КНР.

По данным Управления гражданской авиации КНР, в июле-августе текущего года сектор гражданской авиации страны обслужил в общей сложности 121 млн пассажиров, что на 9,2% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

В настоящее время Китай является вторым по величине в мире рынком гражданской авиации. Согласно прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), страна займет первое место в мире по данному показателю к середине 2020 года, а объем пассажирских авиаперевозок Китая к 2037 году достигнет 1,6 млрд человек в год. В следующие 20 лет среднегодовые темпы прироста объемов перевозок будут составлять 3,5%. 

Такой рост на азиатском рынке обусловлен сочетанием продолжающегося устойчивого экономического роста, повышением доходов домохозяйств, и факторами, связанными с демографией и народонаселением. Среди самых посещаемых стран у туристов из Поднебесной находятся Германия, Великобритания, Куба, страны бывшей Югославии и, конечно же, Россия. 

Одним из главных факторов по привлечению туристов из КНР в Россию стало резкое падение курса рубля, что помогло в прошлом году установить очередной рекорд — Россию посетило 1,1 млн человек. 

По данным туристической ассоциации «Мир без границ», основная доля путешественников (около 85%) приходится на туристические группы, которые приезжают по «безвизовой» программе в рамках Соглашения о взаимных групповых безвизовых поездках между Россией и Китаем. За период с 2015 года по 2018 год прирост составил примерно 200 тыс. человек в год.

В России китайцы хотят посмотреть либо что-то очень необычное, например, огромное озеро Байкал, либо что-то сопоставимое с тем, к чему они привыкли. Как правило, средний размер безвизовой тургруппы из КНР составляет 30 человек. Средняя продолжительность тура — восемь дней. Обязательным является посещение Москвы и Санкт-Петербурга. Особенно гости из Поднебесной ценят интерьеры дворцов Северной столицы и московского метрополитена. На сегодняшний день немалую долю пассажирского железнодорожного трафика между Москвой и Санкт-Петербургом (в частности, «Сапсан») генерируют туристы из Китая, давно привыкшие у себя на родине. к высокоскоростным поездам.

Примечательно, что также очень популярен так называемый «красный маршрут», темой которого является такая близкая путешественнику из КНР коммунистическая идеология, а также памятные места, связанные с именем Вождя мирового пролетариата — Владимира Ильича Ленина.

В среднем китайские туристы тратят примерно по $600 на человека, в основном приобретая экзотические русские сувениры, как правило, среди которых ювелирные изделия и янтарь, а также российские продукты — особенно шоколад. Интересный факт: у некоторых китайских авиакомпаний норма бесплатного багажа на рейсах в Россию один чемодан, а обратно — целых два.

Всего с января по март гости из КНР потратили в России $264 млн, говорится в опубликованной статистике Центробанка РФ.

В тоже время, до сих пор основной частью турпотока из Китая являются люди старшей возрастной группы (от 60 и выше), а значит, платежеспособность у такого путешественника низкая — прибавка российской экономике получается не очень-то и серьезная. 

Кроме того, пожилые китайцы редко обходятся без переводчика, потому что иностранными языками не владеют. Путешествуют они в основном группами, где руководитель зачастую контролирует их не только с точки зрения безопасности, но и финансово. При этом в значительной степени эти траты выведены из-под финансового контроля российских служб, поскольку осуществляются онлайн — через платежные китайские системы. 

Однако здесь можно проследить положительную динамику, поскольку российская сеть терминалов, способных принимать оплату через тот же WeChat или AlipPay на свои банковские счета, расширяется. Например, в аэропорту «Шереметьево» уже есть возможность безболезненно совершать покупки через онлайн приложение в duty-free. Параллельно с этим китайский бизнес активно инвестирует средства в создание гостиничной и ресторанной инфраструктуры для соотечественников на территории России. 

Не менее существенным фактором для российской экономики является рост туристического потока из Китая в европейские страны. На сегодняшний день ежегодно несколько миллионов китайских туристов используют аэропорты России в качестве транзитного узла для поездок в Европу. Что в свою очередь обеспечивает немалую загрузку российским авиаперевозчикам на европейском направлении. Данный сегмент рассматривается авиакомпаниями и аэропортами как наиболее перспективный с точки зрения развития.