Спрос на авиабилеты и их стоимость начали стабильно расти, сообщают СМИ со ссылкой на данные бронирований интернет-сервисов для путешественников. Объем продаж авиабилетов туда-обратно с начала мая к началу июня вырос с 4,3% до 25,1%, по отношению к показателям прошлого года. В оптимистическом варианте агрегаторы ожидают 50-процентного восстановление спроса на авиационные билеты к концу года. На фоне этого участились случаи отмен рейсов и отказ возврата пассажирам живых денег.
Казалось бы, рынок авиаперевозок начинает постепенно восстанавливаться.  Однако вылет может и не состояться. Ограничительные меры могут сегодня быть ослаблены, а завтра — усилены в регионе, откуда едет пассажир, либо в пункте назначения или в пункте пересадки. Кроме того, задержки, переносы или отмены рейсов сейчас имеют массовый характер. 

По одной из версий, авиакомпании отменяют рейсы ввиду низких продаж. С другой стороны, они зачастую играют на опережение и продают билеты туда, где все ещё действуют ограничительные меры, в надежде на их отмену к дате вылета. И если это не происходит, приходится отменять рейс. 
 
В такой ситуации пассажиры сдают купленные билеты и хотят получить деньги назад. По закону деньги за билет отмененного или отложенного рейса авиаперевозчика должны возвращать без каких-либо оговорок и условий. Во всяком случае, такая практика была ранее — до коронакризиса. Но теперь некоторые авиакомпании считают, что пандемия — уважительный предлог для невыполнения своих обязательств в любой ситуации.

В частности, не вылетевшим из-за пандемии пассажирам сегодня проблематично вернуть свои деньги за отменённые рейсы. Хотя в статье 108 Воздушного кодекса РФ ясно сказано, что вернуть все деньги за невыполненную перевозку авиаперевозчик обязан. Форс-мажорная ситуация с необходимостью возврата большого количества билетов возникла в начале апреля, когда были введены ограничения на полеты. Это дало авиакомпаниям право заговорить о возможности выдачи ваучеров вместо живых денег, так как такого количества «наличности» у них не было. 

Такой вид возврата нередко кажется выгодным, поскольку авиаперевозчик предлагает еще и некоторые бонусы, например, в виде скидки или дополнительных бонусных миль. Однако по факту может оказаться, что на сумму ваучера вы уже не сможете приобрести полноценный перелет по действующим на тот момент тарифам, и придется доплатить. 

Процесс «ваучериации» выглядит следующим образом: деньги зачисляют на депозит клиента (в личном кабинете на сайте) в счёт будущих полётов, и пассажир может изменить дату вылета и рейс в соответствии со стоимостью отменённого билета. Каким-либо образом обналичить эти деньги нельзя. Кроме того, некоторые авиаперевозчики предлагают неименной сертификат, а значит, в дальнейшем его можно будет перепродать. 

Однако устоявшейся практики и законодательно подтвержденного специального порядка пока не разработано. И этим начинают злоупотреблять отдельные перевозчики. Так, сейчас многие авиакомпании объявили о возобновлении авиаперевозок и стали распродавать авиабилеты по низким ценам. Но, при приближении даты вылета, нередко приходят уведомления, что рейсы отменены.

В соцсетях появились истории таких несостоявшихся путешествий. Люди польстились на низкие цены, приобрели билеты, но их не перевезли. И что самое неприятное, вместо возврата денег предложили забрать ваучер. И это в том случае, если вам ещё удалось дозвониться в колл-центр авиакомпании.
 
Мы попросили прокомментировать ситуацию нашего эксперта, главного редактора портала AVIA.RU Network Романа Гусарова: 

«Когда в авиационном сообществе и правительстве РФ началось обсуждение возможности выдачи ваучеров вместо живых денег, это было обосновано тем, что авиакомпании из-за введенных ограничений на авиаперелеты не имеют возможности вернуть деньги всем пассажирам. Более того, эти ограничения не вина авиакомпаний, а некий форс-мажор, на который сами авиаперевозчики не могли повлиять. 

Однако сейчас явно просматриваются признаки злоупотреблений. Уже по проданным после введенных ограничений авиабилетам рейсы продолжают отменяться без объяснения причин даже на тех маршрутах, где никаких ограничений нет. При этом вместо денег людям предлагают ваучеры.

Иными словами, вас заманили низкой ценой, но, скорее всего, не собирались оказывать услугу. Вашими деньгами воспользовались в качестве беспроцентного кредита, попользовались и потом даже не вернули. Их пустили на свои нужды, а вместо услуги или денег предлагают некий ваучер — пустую, ни чем не обеспеченную бумагу. И что будет тогда, когда все пассажиры предъявят свои ваучеры к перевозке, у этих авиакомпаний будут деньги вас отвезти?

Такое поведение на рынке имеет признаки пирамиды, как в МММ. Компании собирают деньги, выдают вместо них бумажки с обещаниями, но не факт, что вы что-то в итоге получите. На это указывают и низкие распродажные цены, для привлечения клиентов. Все это мы уже наблюдали в прошлом и в истории с авиакомпанией Трансаэро, и с ВИМ-авиа. Они также продавали дешевые билеты, собирали деньги, но так никого и не отвезли, объявив себя банкротами.

Не исключаю, что по такому пути сейчас могут повести свои компании некоторые руководители, осознав, что бизнес уже не спасти. Конечно, на рынке есть устойчивые авиакомпании с хорошей репутацией, которые дорожат своим имиджем и не собираются «исчезать» с деньгами клиентов. Но нам всем надо научиться их отличать.

Поэтому, при покупке авиабилета рекомендую внимательно изучать профиль авиакомпании из открытых источников: какая у компании кредитная история, нет ли исков о банкротстве, много ли отмен рейсов…, в конце концов — читать отзывы пассажиров.

Да, нам всем сегодня надо учиться быть экономически грамотными, чтобы не стать жертвой чьей-то нечистоплотности. И не кидайтесь безоглядно на любое дешевое предложение. Помните, что чаще всего бесплатный сыр лежит в мышеловке».
Расскажи нам о своём путешествии





Сообщение успешно отправлено! Нажми, чтобы отправить еще.