Один из крупнейших в мире международных аэропортов «Дасин» был открыт в минувшую среду 25 сентября в Пекине. В торжественной церемонии принял участие председатель КНР Си Цзиньпин. Он провозгласил открытие аэропорта «новым мощным источником национального развития».

Новый аэропорт начали строить в 2015 году на границе южного района Пекина Дасин и города Ланфан провинции Хэбэй. Одновременно со строительством начались и дискуссии по определению названия для нового аэропорта в Пекине. Как говорили в правительстве, название международного аэропорта столицы — это визитная карточка всей страны. Оно должно быть величественным и одновременно простым, а в силу особенностей китайского языка еще и максимально понятным любому иностранцу.

Выбор проходил между двумя названиями: «Дасин» (по названию района) и «Лисянь» (по названию местности). Благодаря тому что в китайском языке все названия имеют определенный смысл, сторонники первого варианта считали его выгодным, так как иероглифы можно перевести как «великое процветание». Сторонники второго варианта уверены, что «Лисянь» было бы более подходящим наименованием для демонстрации имиджа Китая, потому что эти иероглифы обозначают два конфуцианских принципа: учтивость и добродетель. Тем не менее, название для нового аэропорта утвердили — «Дасин».

О необходимости строительства нового международного аэропорта в столице Китая правительство страны начало говорить еще летом 2010 года. Уже тогда стало понятно, что Пекинский международный аэропорт «Шоуду», который находится на северо-востоке китайской столицы, работает на грани своих возможностей и ограничения по пропускной способности часто приводят к задержкам рейсов. Дальнейшее расширение аэропорта «Шоуду» практически нереально из-за отсутствия зарезервированной земли. Изначально планировалось, что новая воздушная гавань будет введена в эксплуатацию 30 сентября 2019 года — накануне масштабных праздничных мероприятий, посвященных 70-летию со дня образования Китайской Народной Республики. Однако по техническим причинам открытие аэропорта было ненадолго отложено.

Проектированием занималось знаменитое архитектурное бюро Захи Хадид и это один из последних проекторов архитектора, который она сделала незадолго до смерти в 2016 году. Проект получил название «Золотой феникс», здание аэропорта напоминает морскую звезду: центральное ядро и шесть расходящихся от него лучей. Как отмечается в проекте, такая лучеобразная конструкция позволяет сократить время в пути пассажиров от зоны регистрации до непосредственно вылета. Согласно задумке, оформление каждого из рукавов, расходящихся от центрального ядра, посвящено традиционным китайским культурным явлениям — шелку, фарфору и чаю.

Отмечается, что это самый сложный инженерный проект терминала аэропорта в мире, который отличается футуристичностью и экологичностью: плавные изогнутые линии здания терминала, изящные колонны, которые поддерживают сводчатую стальную крышу (кстати, она уже признана самой большой в мире стальной крышей терминала аэропорта), а также нестандартные окна, которые позволяют максимально обеспечивать нужды аэропорта в естественном освещении.

Кроме того, аэропорт осуществляет сбор дождевой воды и использует специальную систему управления водными ресурсами, которая предполагает естественное хранение, естественное проникновение и естественную очистку до 2,8 млн кубических метров воды для нужд аэропорта. Также в аэропорту используются самые передовые технологии, как, например, устройства распознавания лиц.

В аэропорту предусмотрен центр наземного транспорта площадью 80 000 кв. м. Он обеспечивает прямое сообщение с Пекином и включает в себя национальную высокоскоростную железнодорожную сеть, местные поезда и линию метро, которая соединяет аэропорт центром Пекина.

Инвестиции

Общий объем инвестиций в строительство аэропорта составил порядка 80 млрд юаней (около $11,7 млрд). По некоторым данным, включая всю инфраструктуру для железнодорожного и автомобильного транспорта к аэропорту, стоимость воздушной гавани составила 400 млрд юаней, что делает проект самым дорогостоящим в истории китайской гражданской авиации. Площадь аэропорта составляет около 700 тыс. кв. м., что сопоставимо по размеру со 100 футбольными полями. Ожидается, что воздушная гавань станет одной из самых загруженных в мире. По данным Международного совета аэропортов, аэропорт «Шоуду» сейчас обслуживает более 100 млн пассажиров в год и занимает второе место по загруженности в мире после аэропорта Атланты.

Согласно плану, на момент открытия пропускная способность аэропорта «Дасин» составит около 45 млн пассажиров в год, что поможет значительно снизить нагрузки на воздушное сообщение китайской столицы в период проведения в Пекине зимней Олимпиады в 2022 году. В 2025 году новый транспортный узел примет 72 млн, а в 2040 году — 100 млн человек.

На момент открытия в аэропорту «Дасин» действует четыре взлетно-посадочные полосы и оборудованы парковочные места для 150 самолетов. В дальнейшем количество ВПП планируется увеличить до 9. В начале своей деятельности из аэропорта будут выполняться рейсы по 116 маршрутам — 101 внутреннему и 15 международным.

Авиакомпании

Первый рейс из нового аэропорта выполнила авиакомпания China Southern Airlines на самолете Airbus A380 в Гуанчжоу. Следом за ней в Шанхай отправилась China Eastern Airline, затем Air China отправила самолет в Чэнду. Посадку в «Дасине» первыми совершили лайнеры China United Airlines, Capital Airlines и Hebei Airlines.

Основными перевозчиками в новом аэропорту будут China Southern Airlines и China Eastern Airlines. Около 50 зарубежных авиакомпаний планируют перевести все или часть своих рейсов в аэропорт «Дасин». Полностью перевод рейсов планируется завершить к 2021 году. Ожидается, что рейсы в Дасин будет также выполнять «Аэрофлот».

После того как China Eastern, China Southern и другие авиакомпании переедут в «Дасин», приоритетное право занимать освобожденные площади в Пекинском международном аэропорту «Шоуду» будет предоставлено авиакомпании Air China. Государственный перевозчик Китая не будет переходить в новый аэропорт, а напротив сможет расширять свое присутствие за счет ухода конкурентов. Однако China Southern, China Eastern и другие перевозчики получат возможность существенного увеличения частоты рейсов в Пекин уже в новый столичный аэропорт.

Кроме того, одновременно с открытием нового аэропорта произошло закрытие самой первой воздушной гавани Китая, которая обслуживала пекинские рейсы с 1910 года. Аэропорт «Наньюань», расположенный в 11 км к югу от центра столицы и используемый в основном в военных целях, закрылся для гражданских рейсов. Единственная базирующаяся в этом аэропорту авиакомпания China United Airlines передислоцируется в новый аэропорт «Дасин».