Кто из нас не останавливался перед окнами в аэропорту, завороженный жизнью по ту сторону - на поле? Особенно вечером, когда все светится, мерцает и горит. Однако это буйство света и цвета призвано не только радовать глаз. Фары позволяют экипажу видеть то, что происходит вокруг самолета. А маяки делают лайнер заметным и туманным утром, и темной ночью. Говоря профессиональным языком, огни лайнера, которые мы видим, глядя на него снаружи - это внешнее светотехническое оборудование.

Очередной сюжет из серии «МС-21. Мир самолетов 21 века», посвящен маякам и фарам самолета МС-21-300. Светить всегда, светить везде! Вот лозунг самолета. Во-первых, для того, чтобы было видно, куда летишь и едешь. А во-вторых, чтобы самому быть заметным. В отличие от маяков, фары самолета светят ровным белым светом. С ним путь виден гораздо лучше.

Для чего нужны рулежные фары? Как отпугивать птиц с помощью посадочных фар самолета? Об этом рассказывает ведущий инженер по испытаниям светотехнического оборудования ПАО «Корпорация «Иркут» Юрий Пушкарев.

Перед выруливанием ещё на стоянке экипаж включает аэронавигационные огни. На левом крыле горит красный маяк, а на правом – зеленый. Сделано это для того, чтобы в темноте, когда очертания самолета трудно различить, по цвету этих огней определить, где находится судно и в какую сторону движется. Летчики шутят, что запомнить расположение аэронавигационных огней очень легко. Слева сидит командир, значит – «красный», а справа – пилот помоложе, значит - «зеленый».

Еще два аэронавигационных огня белого цвета расположены по бортам самолета ближе к хвосту. Кстати, эти цветные огни воздушные суда позаимствовали у морских. Благодаря им, лайнеры теперь расходятся не только в море, но и в небе.

Сразу после запуска двигателя, на корпусе лайнера сверху и снизу включаются фюзеляжные маяки. Они очерчивают контур самолета и обозначают его местоположение. Красный свет предупреждает сотрудников аэропорта: «Будьте осторожны. Лайнер работает».

У этих огней два режима. На земле они светят не слишком ярко, так чтобы техническому персоналу, обслуживающему самолет, было комфортно. На полную мощность маяки экипаж включает в полете.  В случае полета в облачности или при дожде, они переключают огни в режим пониженной мощности, чтобы свет от маяков, отражаясь от капель воды, не мешал экипажу работать в полете.

Для более полного охвата зон вокруг самолета на законцовках крыла МС-21  под защитными стеклами установлены импульсные маяки. Еще одни расположен в хвосте самолета. Мигают они ярким белым светом, это три коротких последовательных вспышки.

Импульсные маяки очень яркие. В полете их видно на расстоянии не менее 40 км., и чтобы не мешать экипажу в полете они расположены на законцовках крыла.

Внешнее светотехническое оборудование самолета МС-21 спроектировано по всем современным мировым стандартам. Каждый световой прибор состоит из большого количества светодиодов. У них большой срок службы. Самое главное, при выходе нескольких светодиодов из строя, ведь прибор остается работоспособен.

Перед началом движения включаются рулежные фары. Они установлены на передней опоре шасси и поворачиваются вместе с ней. Задача рулежных фар освещать взлетно-посадочную полосу и рулежные дорожки при перемещении самолета по аэродрому.  Также они освещают взлетно-посадочную полосу при взлете и посадке. Отключаются автоматически при уборке шасси.

Чтобы летчики четко видели во время руления, что происходит при сворачивании с ВВП на рулежные дорожки,  на самолете также установлены фары, которые так и называются «фары поворота с полосы».

Самые мощные фары на самолете – посадочные, которые, несмотря на название, работают также и при взлете. Они в 12 раз ярче рулежных, поэтому включают их непосредственно на полосе, чтобы ненароком никого не ослепить.

После взлета летчики часто оставляют эти фары включенными, пока лайнер не покинет зону над аэропортом. Именно там движение наиболее интенсивное, и самолеты должны быть максимально заметны. Кстати, этих фар вполне хватает, чтобы пробивать густой туман.

При помощи посадочных фар МС-21 может не только освещать полосу, но и отпугивать птиц во время посадки. Такая функция впервые применяется на пассажирских самолетах. Летчик может вручную перевести посадочные фары во flash-режим. Частота их мигания специально подобрана для отпугивания птиц.

В этом режиме фары работают в противофазе, если одна загорается, вторая в этот момент гаснет. Таким образом, взлетно-посадочная полоса всегда освещена. А перед самой посадкой фары автоматически переходят в режим постоянного горения, чтобы не отвлекать летчика.

Сегодня самолеты, конечно, оснащают автоматическими противообледенительными системами, однако, лишний раз взглянуть и убедиться, что все работает, не помешает. В случае попадания в условия естественного обледенения экипаж должен наблюдать, как нарастает лед на кромках крыла и на воздухозаборнике. Для этого служат фары, освещающие эти поверхности.

И немного об эстетике. Есть у самолета и фары, которые отвечают в основном за его презентабельность. У каждого лайнера на хвосте красуется символика авиакомпании. В нашем случае, это эмблема с названием самолета. А визитная карточка всегда должна быть на виду. Теперь этот лайнер точно, ни с каким другим не спутаешь.

Расскажи нам о своём путешествии





Сообщение успешно отправлено! Нажми, чтобы отправить еще.