Qantas Airlines совершила самый долгий в истории беспосадочный перелет длиной почти в 20 часов. В следующем десятилетии IATA прогнозирует рост количества сверхдальних рейсов. Однако у медиков на этот счет свое мнение.

Самолет авиакомпании Qantas Airlines совершил самый долгий в истории беспосадочный перелет. Boeing 787-9 Dreamliner вылетел из Нью-Йорка в Сидней, и пробыл в воздухе 19 часов 14 минут. Преодолев 16 тысяч 309 километров, самолет приземлился с опозданием в 37 минут от расчетного времени.

Тем самым австралийцы побили прошлогодний рекорд Singapore Airlines, которая открыла самый длительный на тот момент беспосадочный авиарейс из Сингапура в Нью-Йорк длительностью 17 часов 53 минуты. Перелет выполнялся на авиалайнере Airbus A350-900ULR, который может перевозить 161 пассажира — 67 в бизнес классе и 94 в премиум-экономклассе.

Для тестового перелета в Boeing Dreamliner залили максимально возможный объем топлива — примерно 101 тонну, пишет Bloomberg. Пассажиры летели без багажа, а еда и напитки были ограничены, чтобы снизить вес воздушного судна. На борту находилось всего 49 человек, включая членов экипажа. Из них шесть пассажиров-добровольцев из числа постоянных клиентов авиакомпании, шесть пилотов (два запасных), несколько журналистов и сотрудники Qantas Airlines.

В авиакомпании сообщили, что полет преследовал исследовательские цели и является частью реализуемого Qantas проекта Sunrise по запуску регулярных беспересадочных рейсов с восточного побережья Австралии в Лондон и Нью-Йорк. Главным был сбор данных о состоянии пассажиров и членов экипажа во время длительных рейсов. Наблюдения, сделанные во время перелета, позволят выработать меры по улучшению состояния находящихся на борту людей, минимизации джетлага, а также выявить оптимальные временные интервалы для работы и отдыха экипажа.

Во время полета за состоянием пассажиров и членов экипажа наблюдали врачи. Перед вылетом всем пассажирам раздали приборы, которые фиксировали их самочувствие. Для облегчения перелета авиакомпания создала специальный набор, в который вошли мелатонин в таблетках, лекарство от повышенной тревожности и очки, имитирующие солнечный свет. У экипажа также снимали и электроэнцефалограмму, чтобы оценить степень усталости и тревожности. 

Для облегчения влияния смены часовых поясов и предупреждения джетлага, авиакомпания разработала специальный график сна, бодрствования и питания. В меню включили густой картофельный суп, сэндвич с жареным сыром, пюре из авокадо, салат из трав. А вот алкоголь ограничили. Все пассажиры во время перелета фиксировали свои ощущения в дневнике, который будут вести и в последующие 2 недели после полета. 

Генеральный директор Qantas Алан Джойс, участвовавший в эксперименте, после приземления сказал: «Это действительно исторический момент для Qantas, исторический момент для австралийской авиации и действительно исторический момент для мировой авиации».

Австралийская компания до конца года собирается совершить еще два подобных тестовых рейса в Сидней — из Лондона и снова из Нью-Йорка, а потом решить, включать ли эти полеты в свое расписание. Если решение будет положительным, то такие коммерческие рейсы появятся в 2022 или 2023 году.

Рекорды рекордами, но каковы будут последствия для здоровья? 

Длительный перелет несет серьезные риски. Многим пассажирам с различными хроническими заболеваниями следует применять меры для профилактики обострений, а кому-то перелеты и вовсе противопоказаны. К такому выводы пришли ученые из Федерального университета Минас-Жерайс (Бразилия), пишут РИА Новости.

Одно из самых негативных последствий долгого нахождения в салоне самолета — гиподинамия. Если провести больше трех часов в сидячем положении, сосуды и артерии пережимаются и нарушается кровоток, что приводит к застою лимфы с дальнейшим отеком ног. Более того, гиподинамия вызывает тромбофлебит (воспаление стенок вен, из-за которого образуются тромбы). При этом наибольшему риску подвержены пассажиры экономкласса, а также люди с лишним весом, те, кто принимает гормональные контрацептивы или заместительную гормональную терапию, а также больные раком. 

Играют роль также генетическая предрасположенность к тромбозам, возраст, вредные привычки и многое другое. Чтобы избежать заболевания, рекомендуется надевать компрессионные чулки, регулярно прогуливаться по салону и пить больше воды.

Более того, солнечное и особенно космическое излучение способно повреждать клетки ДНК. Хоть у организма и есть множество механизмов восстановления, «ремонта» носителей генетической информации, но если повреждений слишком много или они очень сильные, ткани не успевают регенерироваться, в генах накапливаются мутации, что влечет за собой проблемы со здоровьем. Корпус самолета задерживает лишь ультрафиолет, остальные виды более жесткого излучения проходят беспрепятственно. Доза излучения, полученная за время двух семичасовых перелетов, будет равносильна одному рентгену грудной клетки.

Наконец, смена часовых поясов при длительном перелете может сбить внутренние часы организма. Вследствие этого пассажир испытывает усталость и бессонницу. Эти нарушения напрямую ослабляет иммунную систему, и делают организм уязвимым для инфекций.

В заключение

Несмотря на множество негативных факторов, на в современном мире преодоление авиатранспортом расстояний между континентами, по сути, является безальтернативным. И человеку, желающему совершить путешествие из Сиднея в Нью-Йорк все равно придется лететь самолетом, независимо от того, прямой это будет перелет или нет.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) ожидает, что ежегодный мировой пассажиропоток вырастет с 4,6 млрд в этом году до 8,2 млрд к 2037 году. И в связи с быстро растущим спросом на авиаперевозки и улучшением характеристик самолетов, авиакомпании все чаще обращают внимание на сверхдальние перелеты. Однако на данный момент ни один коммерческий самолет не может совершить перелет Нью-Йорк — Сидней с полной коммерческой загрузкой.