Авиакомпании всеми силами борются за сохранение природы. Лучшие инженеры мира бьются над вопросом снижения расхода авиационного топлива и количества вредных выбросов. Однако инновации, направленные на сохранение окружающей среды, касаются не только самолётов, но и обслуживания.

Покидая борт самолета, пассажир редко задумывается о том, сколько мусора остается в салоне. Пока бортпроводники собирают пластиковые стаканчики и контейнеры, обертки от леденцов и другие отходы, создается впечатление, что весь мусор исчезает бесследно и не несет планете никакого вреда.

Ни для кого не секрет, что в гражданской авиации используется неимоверное количество пластика: от внутреннего убранства до упаковки продуктов питания. Индивидуальная упаковка — это удобно, правда упаковка из пластика используется только один раз и не разлагается.

По оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в 2018 году на борту самолетов было образовано примерно 6,1 млн тонн отходов, годом ранее — 5,7 млн тонн. В условиях продолжающегося роста пассажиропотока в мире объемы отходов салона лайнера значительно возрастут. По мере увеличения количества низкобюджетных авиаперевозчиков и развития туризма, эта цифра может удвоиться в следующем десятилетии.

Исследование, проведенное IATA, показывает, что более 23% отходов составляют нетронутые продукты питания и напитки, а это почти $15 млн убытков на рынке кейтеринга. Кроме того, примерно 1,3 млрд тонн продовольствия просто выбрасывается каждый год, а это примерно треть всей доступной еды. Согласно отчету, газеты, лотки для бумаги, пластиковые стаканчики и столовые приборы составляют еще 17% отходов на борту. Пассажиры также оставляют пластиковую упаковку от одеял и подушек, одноразовых наушников, а также мини-туалетных принадлежностей и косметики.

Также в IATA отмечают, что существует еще одна проблема — очень часто отходы из салона самолета просто так нельзя  забрать, чтобы в последствие отсортировать и переработать. Поскольку во многих странах действуют строгие правила техники безопасности и охраны труда — это означает, что во многих случаях отходы из салона воздушного судна сразу попадают на мусоросжигательные заводы.

Авиакомпании всеми силами борются за сохранение природы. Так, Alaska Airlines, Ryanair и British Airways уже сделали публичные заявления о сокращении отходов, Air France к концу 2019 года планирует ликвидировать 210 млн одноразовых пластиковых предметов, таких как чашки и палочки для размешивания.

Авиакомпания Qantas в мае 2019 года совершила первый в мире «нулевой» безотходный полёт. Сотрудники авиаперевозчика заменили пластик везде, где это было возможно, на экологически чистые предметы, которые могут быть переработаны, повторно использованы или компостированы. Пищевые контейнеры изготовили из мякоти сахарного тростника, оставшейся от производственного цикла на нефтеперерабатывающих заводах, кофейные стаканчики – на основе растительного сырья. 

Специалисты Qantas пояснили, что, конечно, не каждый полёт может быть безотходным из-за действующих карантинных законов, а часть предметов заменить на экологически чистые просто нельзя. Однако авиаперевозчик планирует к концу 2021 года ликвидировать 75% от общего объёма нынешних отходов, в результате чего может исчезнуть потребность в 100 млн одноразовых пластиковых предметов.

В Международной ассоциации воздушного транспорта пояснили, что правила, регулирующие международные отходы общественного питания, хоть и включают в себя сложный набор международных и специфических норм, предназначенных для предотвращения распространения болезней, все же должны быть пересмотрены с целью увеличения коэффициентов утилизации.

«Мы разработали много рекомендаций для авиакомпаний по решению проблемы отходов в салоне самолета, — говорит Майкл Джилл, директор по авиационной среде IATA. — Но авиакомпании не могут решить проблему самостоятельно».

Решение этой задачи потребует сотрудничества между авиакомпаниями, местными властями и аэропортами, которые в конечном итоге несут ответственность за обработку и перевозку мусора. Однако внедрить такие инновации в массовый сегмент будет сложно, поскольку регулярные рейсы не оснащены необходимыми средствами или системами для обслуживающего персонала.