«Аэрофлот» заинтересован в использовании биометрических данных клиентов российскими аэропортами, чтобы применять их при регистрации пассажиров. В авиакомпании рассчитывают, что новая технология позволит производить посадку на рейс на 30% быстрее. Но способна ли она гарантировать стопроцентную идентификацию всех пассажиров и какова вероятность ошибки?

Новая технология может помочь пассажирам быстрее отправиться в путь и, возможно, даже снизить уровень стресса. Ожидается, что такая услуга не только повысит эффективность процедуры подтверждения личности, но и поможет усилить безопасность в аэропортах.

Как это работает? Специальное оборудование в момент появления пассажира у стойки регистрации делает фото его лица и автоматически осуществляет проверку соответствия паспорту, а также другим документам, необходимым в полете, в частности, посадочному талону.

Крупные аэропорты России уже вовсю тестируют алгоритмы распознавания лиц, а массовое развертывание систем может занять до полутора лет, говорят разработчики. Так, летом 2019 года эту технологию начала испытывать авиакомпания S7 Airlines в аэропорту Домодедово. Аналогичные исследования также проводятся Аэрофлотом в аэропорту Шереметьево.

Однако Аэрофлот пошел дальше и решил использовать биометрические данные пассажиров, помимо обычной фотографии. Аэропорт Шереметьево поддерживает своего базового перевозчика и рассматривает возможность создания собственной системы для сбора биометрических данных для их использовании при обслуживании пассажиров.

«В настоящее время аэропорт Шереметьево совместно с авиакомпанией «Аэрофлот» работает над концепцией проекта использования биометрических данных при обслуживании пассажиров. Одним из путей реализации данного проекта является запрос биометрических данных у Сбербанка и «Ростелекома». Альтернативный вариант — создание системы для сбора данных самим аэропортом», — сообщает Агентство городских новостей «Москва» со ссылкой на пресс-службу аэропорта.

Зарубежные авиаперевозчики также движутся в этом направлении. Так, регистрация на рейс по изображению лица уже доступна клиентам нескольких американских авиакомпаний. Впрочем, технология пока работает в тестовом режиме, и многие пассажиры по-прежнему проходят традиционный «ручной» контроль.

В частности, JetBlue активно тестирует систему с 2018 года на рейсах между бостонским международным аэропортом Логан и международным аэропортом королевы Беатрикс в Арубе. И в будущем планирует использовать эту услугу не только для иностранных путешественников с визами в Америку, но и для всех пассажиров.

А вот авиакомпания Korean Air уже полностью внедрила технологию распознавания лиц при выходе на посадку в аэропорту Атланты (США). С 1 ноября пассажиры рейса KE036 могут проходить на борт воздушного судна без сканирования посадочного талона. Кроме того, авиакомпания уже активно пользуется новой технологией в аэропортах Сингапура и Лос-Анджелеса, на очереди — аэропорт им. Джона Кеннеди в Нью-Йорке, где распознавание лиц запустят в декабре.

Австралийское министерство иммиграции также объявило о намерении использовать технологию распознавания лиц вместе со сканерами отпечатков пальцев для идентификации пассажиров в аэропортах страны к 2020 году.

В Китае систему распознавания лиц вообще вывели на новый уровень — технология способная определять эмоции человека, уже применяется на таможенном контроле. Специальная нейросеть определяет признаки агрессивности и нервозности, а также уровень стресса и способность человека нападать на других. Разработчики называют свою систему незаменимой в области систем прогнозирования преступности.

С одной стороны, авиакомпании говорят, что от использования биометрических машин самообслуживания, можно получить только плюсы. Вроде бы, и экономия времени пассажиров, и сотрудники будут заниматься более срочными и важными задачами. Однако, все равно возникает вопрос точности этих новых процедур. Так ли легко распознать близнецов, например?

Более того, новое исследование показало, что технология распознавания лиц не в состоянии «узнавать» трансгендеров. Ученые американского Университета Колорадо в Боулдере протестировали системы распознавания лиц от технологических гигантов IBM, Amazon, Microsoft и Clarifai на фотографиях трансгендерных мужчин. Выяснилось, что в 38% случаев они были неверно идентифицированы как женщины. При этом женщины и мужчины, определившиеся со своим полом с рождения, были правильно идентифицированы в 98,3 и 97,6% случаев соответственно.

Программное обеспечение также в 100% случаев не распознавало людей, которые не считают себя ни мужчинами, ни женщинами. Исследование также показало, что программное обеспечение, анализируя лица, опирается на устаревшие гендерные стереотипы. Так, мужчина с длинными волосами не редко определяется как женщина.

Также встает вопрос о конфиденциальности данных пассажиров. Организации по защите гражданских прав и сторонники защиты конфиденциальности во всем мире постоянно выступают против развития и использования таких систем, утверждая, что распознавание лиц в его сегодняшнем виде нарушает право человека на неприкосновенность личной жизни и конфиденциальность.