«Аэрофлот» просит перенести сроки оснащения самолетов российских авиакомпаний видеокамерами с 2020 года на более поздний срок, сообщают СМИ. В «Аэрофлоте» отмечают, что основные производители пассажирских самолетов пока не имеют технических решений и не применяют системы для передачи видеоинформации. Впрочем, эксперты предлагают иное решение проблемы.

В «Аэрофлоте» отметили, что после закупки компанией в 2020-2025 годах 28 самолетов Airbus A350 придется дополнительно потратить порядка $7,9 млн на их оснащение системой видеонаблюдения в минимальной комплектации. И также подчеркнули, что стоит отложить вступление постановления в силу до тех пор, пока в России не появится необходимая для передачи видеоизображения инфраструктура, сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на материалы, подготовленные к заседанию Подкомиссии по оценке фактического воздействия Правительственной комиссии по административной реформе.

В свою очередь, Минтранс России заявил, что изучит предложение «Аэрофлота» отсрочить вступление в силу требований по оснащению самолетов видеокамерами и передающим видеозапись оборудованием, передает «Интерфакс». По словам заместителя Минтранса РФ Александра Юрчика, с одной стороны, «нам нужны камеры, которые способствуют безопасности на борту», при этом их установка должна проходить «с минимальными затратами для авиакомпаний и последствиями для пассажиров».

«Установка на воздушное судно какого-то нового оборудования требует внесения изменения в конструкцию (судна — ИФ) и проверки, безопасно ли это в отношении к вам (пассажирам — ИФ). Позиция Минтранса такая, что мы внимательно все это рассмотрим, проанализируем и сделаем так, чтобы это было качественно и безопасно», — заявил Александр Юрчик.

История вопроса тянется аж с 2007 года, когда был принят закон о транспортной безопасности с общими для всех видов транспорта нормами. Авиакомпаниям предписывалось не только вести видеозапись во время полета, но и транслировать ее в режиме реального времени наземным службам. 

Однако быстро выяснилось, что данное предложение закона оказалось совершенно невыполнимым. Во-первых, отсутствует сертифицированное и одобренное производителем оборудование, а также технология его установки. Во-вторых, технически крайне сложна и дорога организация такого огромного видеопотока со всех бортов, находящихся в воздухе. К этому не готово не только бортовое оборудование и предлагаемые производителями спутниковые системы для установки на самолеты, но и сама спутниковая группировка. И третье — отсутствует соответствующая наземная инфраструктура, способная принять такой огромный поток видеоинформации, а также его хранить и обрабатывать.

Несмотря на это, Ространснадзор периодически выдавал авиакомпаниям предписания устранить нарушения, а затем стал применять и штрафные санкции. В частности, лоукостер «Победа» (входит в группу «Аэрофлот») получила штраф в 20 тыс. рублей за отсутствие видеокамер на борту самолета. На вопросы авиакомпаний, как они должны сделать это в отсутствие сертифицированного оборудования, ведомство отвечало, что является лишь надзорным органом и обязано выполнять положение закона. 

Действительно, инициаторами установки камер в самолетах было не авиационное ведомство, а силовые структуры, по мнению которых, это позволит им бороться с террористическими угрозами. Однако непонятно, чем может помочь такое «реалити-шоу» в онлайн режиме с борта, например, захваченного террористами самолета — террористы на борту, а силовики на земле. И способов повлиять на ситуацию в воздухе у них нет. К тому же, серьезные ребята и к подобным акциям готовятся серьезно. Они первым делом повыдергивают все видеокамеры или залепят их жевачкой. 

Наконец, от 28 июля 2018 г. кабмином было принято постановление № 886 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности…», где обозначены сроки завершения работ по установке видеокамер в самолеты российских авиакомпаний. Так, авиакомпании должны с 1 января 2020 года оснастить видеокамерами и передающим оборудованием все поступающие к ним новые самолеты, с 2022 года — все поступившие в компанию самолеты, бывшие ранее в эксплуатации в других компаниях, с 2025 года — все остальные самолеты. 

Однако технически реализовать положение закона до сих пор невозможно. Но даже если бы это было возможно, все это стоило бы огромных денег. Сейчас в парке авиакомпаний России около 800 иностранных самолетов и примерно 100 российских Superjet 100. По данным газеты «Ведомости»,  выполнение постановления обойдется отрасли минимум в $585 млн, даже если флот не будет расти. 

Таким образом, единственным приобретателем выгоды станут производители оборудования и технические центры по его установке. И, конечно же, за все это «удовольствие» придется заплатить пассажиру, причем, очень не мало. Причем, авиакомпании справедливо замечают, что данное требование распространяется исключительно на отечественных перевозчиков, что ставит их в неравные условия по отношению к зарубежным конкурентам - иностранные авиакомпании, летающие в Россию, освобождены от выполнения новых правил. Получается, что для них никаких террористических угроз не существует? 

В то же время, по мнению опрошенных AviaPages.Ru экспертов, проблему можно было решить быстро и за менее значительную сумму — с помощью портативных носимых видеокамер, интегрированных в форму кабинного экипажа (как у американских полицейских). Такое оборудование не требует специальной сертификации, применять его можно будет после уведомления нарушителя о начале записи, тем самым не нарушая права гражданина о конфиденциальности. А видеозапись точно также можно будет использовать в процессе следственных действий и судебных разбирательств по данному конкретному делу. Да и само наличие такой видеокамеры охладит пыл некоторых любителей подебоширить или поспорить с экипажем.