Правительство Италии одобрило кредит в размере 400 млн евро ($443 млн) для проблемной авиакомпании Alitalia. Данная поддержка предоставляется, чтобы обеспечить финансирование авиакомпании, в то время как будет определена стратегия вывода компании из кризиса.
2 ноября состоялось заседание Совета министров Италии, на котором обсуждались «неотложные меры» для обеспечения непрерывности работы Alitalia, где было принято решение о выделении авиакомпании финансовой поддержке до 31 мая 2020 года. Кредит предназначен для финансирования «неотложных управленческих потребностей» авиаперевозчика, стратегических инициатив, направленных на повышение эффективности структуры компании.

«Очевидно, что сейчас бизнес-решения не существует», — заявил министр экономики Стефано Патуанелли на этой неделе, выступая перед комиссией Сената.

Национальный перевозчик Италии находится под специальным антикризисным управлением с 2017 года, однако продолжает сжигать деньги.
Поскольку потенциального покупателя авиакомпании Alitalia пока нет, то правительство предоставит авиаперевозчику ссуду в размере 400 млн евро, рискуя нарушить правила Еврокомиссии о государственной помощи после 900 млн евро, предоставленных уже в 2017 году.

Министр экономики Италии отмахнулся от таких опасений, заявив, что «беспокоиться не стоит». Правительство, по его словам, изучает варианты, которые, по сообщениям СМИ, включают замену руководящего состава авиакомпании или переход под полный контроль государства.

Министр отметил, что передача перевозчика в руки государства «не обязательно будет негативным фактором».

Alitalia годами теряла деньги, ее бизнес был вытеснен конкуренцией со стороны низкобюджетных перевозчиков и авиакомпаний Ближнего Востока, также свою роль сыграл и рост цен на топливо.

Реструктуризация

Delta и Lufthansa, которые принадлежат к конкурирующим альянсам авиакомпаний, заинтересованы в прибыльном итальянском рынке — одном из ведущих туристических направлений в мире.

Lufthansa недавно написала Ferrovie предложение о коммерческом партнерстве с Alitalia, в котором говорилось, что она может получить долю в перевозчике при определенных условиях, которые будут согласованы с другими партнерами. Однако немецкая авиакомпания заинтересована в инвестициях после реализации реструктуризации итальянского перевозчика.

Кроме того, Lufthansa пока воздерживается от точного указания того, сколько она готова заплатить и на каких условиях, лишь отмечая, что может инвестировать больше, чем Delta, которая уже выделила около 100 млн евро ($111 млн) для Alitalia в обмен на 10% долю в компании.

Отсутствие нового плана и неопределенность в отношении количества оставшихся рабочих мест, вновь провоцируют профсоюзы выходить на забастовки. Так, очередная акция запланирована на 13 декабря.

«Мы против любой идеи «порезать» Alitalia и потерять наследие нашей страны», — заявил секретарь профсоюза CGIL.
Ранее работники авиаперевозчика отклонили план реструктуризации, который предлагал сокращение рабочего состава на 1700 человек из существующих 11 000 работников.

«Ненормальность Alitalia заключается в том, что она теряет деньги, когда летает. На деньги, потраченные на Alitalia, правительство могло бы купить шесть авиакомпаний, а именно: Air France, KLM, Turkish Airlines, Norwegian, Finnair и SAS», — сообщили в ассоциации по защите прав потребителей ADUC.

Трудно дать оценку, сколько государству еще придется потратить, чтобы удержать Alitalia на плаву. Ежедневно газета Sole 24 Ore оценивает эту сумму в 8,7 млрд евро со ссылкой на итальянский инвестиционный банк Mediobanca. Лучшим или наименее плохим годом компании за прошедшее десятилетие был 2011 год, когда она потеряла около 69 млн евро, сумма убытков выросла  до 280 млн в последующем году и до 580 млн в 2014 году, по данным итальянского информационного агентства AGI.

«Авиакомпания Alitalia на протяжении многих лет находится в крайне тяжелом финансовом положении и генерирует огромные убытки. Одной из причин такого результата является непомерный объем социальных обязательств, возложенных на авиакомпанию итальянскими профсоюзами. Неоднократные попытки инвестировать в Alitalia со стороны потенциальных крупных покупателей постоянно наталкиваются на стену сопротивления со стороны итальянских профсоюзов, которые не идут ни на какие компромиссы ради сохранения компании. Результатом такой «принципиальной позиции» может стать банкротство авиаперевозчика и увольнение тысяч сотрудников. Это тот пример, когда общественная деятельность под лозунгами защиты прав трудящихся направлена против их интересов,» — прокомментировал AviaPages.Ru ситуацию с Alitalia главный редактор портала Avia.Ru*Network Роман Гусаров.