Крупнейший вьетнамский конгломерат Vingroup решил отказаться от своих планов в отношении авиационного бизнеса. Ранее авиакомпания Vinpearl Air должна была начать полеты летом 2020 года и увеличить свой флот до 30 лайнеров к 2024 году. Теперь же Vingroup обеспокоена перенасыщением авиационного рынка Вьетнама.
Vingroup в прошлом году объявила, что хочет запустить авиакомпанию, которая станет уже шестой на вьетнамском рынке авиаперевозок. Однако, судя по всему, компании придется отказаться от своей мечты,  или отложить проект до лучших времен. 

Vingroup — это вьетнамский конгломерат, в число проектов которого входят курортные зоны под брендом Vinpearl (в Нячанге, Дананге, Халонге и на острове Фукуок), торговые комплексы под брендом Vincom (флагманом является Vincom Bà Triệu в Ханое) и элитные жилищные комплексы Vinhomes в Ханое и в ряде городов страны. Акции Vingroup были размещены на Вьетнамской фондовой бирже, компания входит в пятерку самых дорогих компаний, торгуемых на бирже.

Будучи крупнейшим вьетнамским конгломератом, у Vingroup были большие надежды на успех в авиационном бизнесе: в «копилке» авиакомпании был 1,3 трлн Вьетнамских донгов (34,5 млрд рублей), первоначальный самолетный парк насчитывал бы 6 лайнеров, с последующим расширением флота до 30 воздушных судов в 2024 году, а в 2026 году — до 42. 

Vinpearl Air могла бы составить достойную конкуренцию на рынке авиаперевозок Вьетнама. Как минимум, потому что уже получила сертификат эксплуатанта, в отличие от другой вьетнамской авиакомпании Bamboo Airways, которой даже пришлось отложить начало полетов из-за затянувшегося процесса сертификации и недостатка первоначального капитала.

Авиакомпания Vinpearl Air должна была начать работу летом этого года. По первоначальному плану она должна была выполнять как внутренние, так и международные рейсы. Базировка авиакомпании планировалась во вьетнамском аэропорту Ной Бай в Ханое. К 2034 самолетный парк авиаперевозчика должен был насчитывать более 300 лайнеров.

«Значительные инвестиции Vingroup в авиацию сейчас могут привести к перенасыщению рынка, что приведет нас к убыткам. Также нам необходимо сосредоточить ресурсы на развитии нашего технологического и отраслевого сегмента. Поэтому мы решили уйти», — заявил заместитель председателя правления и генеральный директор Vingroup Нгуен Вьет Куанг.

Куанг также добавил, что «вьетнамский рынок авиаперевозок все еще находится в фазе роста, потенциал еще есть, однако скоро будет достигнута точка, когда предложение станет избыточным». Поэтому Vingroup решила сосредоточиться на других бизнесах, а конкретно, на смартфонах и автомобильных проектах.

Так, достигнет ли рынок авиаперевозок Вьетнама точки насыщения?

В настоящее время Вьетнам — это один из самых быстрорастущих рынков авиаперевозок в мире.

За последнее десятилетие авиационная отрасль страны выросла на 17,4%. В частности, в 2017 году авиакомпании перевезли 94 млн пассажиров, в 2018 — 106 млн, а в 2019 пассажиропоток составил 116 млн человек. Во Вьетнаме уже действуют пять авиакомпаний — Vietnam Airlines, VietJet Air, Bamboo Airways, Jetstar Pacific Airlines и Vietnam Air Services. 

И все, вроде бы, хорошо, однако пропускная способность вьетнамских аэропортов все же не резиновая. В частности, крупнейшие международные аэропорты Вьетнама Ной Бай в Ханое и Тан Сон Нхат в Хошимине еще в 2018 году обслужили больше пассажиров, чем их пропускная способность: Ной Бай — 38,5 млн пассажиров при мощности в 28 млн, а Тан Сон Нхате — 26,1 млн при мощности в 25 млн пассажиров.

Такой рост создает серьезные проблемы для обоих аэропортов с точки зрения технического обслуживания и общего управления объектами. Аэродромная инфраструктура быстро изнашивается, терминалы переполнены — здания не рассчитаны на обслуживание такого большого количества пассажиров, скапливаются длинные очереди.

Вьетнамским аэропортам необходимы инвестиции, направленные на улучшение инфраструктуры, создание новых терминалов, чтобы идти в ногу с растущим спросом на авиаперевозки.

И пока воздушные гавани не будут иметь достаточной оснащенности, способной справиться с уже имеющимся превышением пропускных мощностей терминалов аэропортов, рынок авиаперевозок неизбежно будет страдать от такого дисбаланса: избыточное предложение авиакомпаний упрется в ограничения инфраструктуры, что окажет серьезное негативное влияние на прибыль перевозчиков. В такой ситуации закрытие проекта Vinpearl Air еще до запуска — вполне логичный шаг.