Майские праздники я решил провести в Португалии. Захотелось прикоснуться к интересной самобытной культуре, к эпохе великих географических открытий, посмотреть на Атлантических океан, поесть вкусных морских гадов. И, самое главное, - это чуть ли не единственная страна в Европе, в которой я еще не был.

Прогуливаясь с гидом (это была дама с вполне русским именем Яна) по набережной Лиссабона, я вдруг наткнулся на памятник старенькому гидроплану.

- Яна, а это что такое?

- Это памятник португальским летчикам Гаго Коутиньо и Сакадура Кабрал, которые первыми совершили перелет через Атлантику.

- Да, ну! А как же Линдберг?

- А кто такой Линдберг?

- Ну, я всегда считал, что это, как раз, тот, кто первым перелетел через Атлантику в 1927 г. Справедливости ради, я помнил, что слава первопроходца досталась Чарльзу Линдбергу по большей части благодаря хорошему PR-у. На самом деле он всего лишь был первым, кто сделал это в одиночку, и до Линдберга еще в 1919 г. Через Атлантику перелетели Джон Алкок и Артур Уиттен Браун, на бомбардировщике «Vickers Vimy».

- А наши португальцы сделали это в 1922 г.

- Интересно!

Простив Яне, что она не знает, кто такой Линдберг, и уже понимая, что речь идет не о беспосадочном перелете, вечером я полез в интернет, искать подробную информацию.

Действительно, португальские морские летчики Коутиньо и Кабрал совершили перелет из Лиссабона в Рио-де-Жанейро, став первыми, кто пресёк южную часть Атлантического океана по воздуху. Перелет был посвящён столетию независимости Бразилии. Для перелета был выбран гидросамолет Fairey III-D MkII английского производства. В качестве доработки на самолете, в том числе, был установлен авиагоризонт - новинка того времени. Именно возможность испытать этот прибор и стала формальным поводом для перелета. Самолету была дано имя «Лузитания».

Перелет получился прямо-таки приключенческим. Путешествие длилось 79 дней, из них фактическое время полета составило всего 62 часа и 26 минут. Авиаторы преодолели по воздуху расстояние в 8383 километра. Прежде чем достигнуть Рио-де-Жанейро, португальские летчики совершили восемь промежуточных посадок и утопили два самолета. Их перелет смог успешно закончится лишь благодаря горячей поддержке общественности, португальского и бразильского правительства и лично жены президента Бразилии (именно благодаря ей летчики получили третий самолет, на котором они и закончили перелет, которому она дала собственное имя Santa Cruz).

И, несмотря на то, что Коутиньо и Кабрала Бразилия встречала как героев, португальцы, в отличае от американца Линдберга и англичан Алкока и Брауна, которых на подвиги сподвигло весьма нешуточное денежное вознаграждение, совершили свой героический перелет без всякой меркантильной подоплеки.

Интересно!

Я набрал телефон Яны.

- Скажи, а ты сможешь завтра найти мне небольшой самолет в аренду?

- Думаю, что да. Куда полетишь?

- Конечно в Бразилию...

Во второй половине следующего дня на аэродроме Cascais-Tires, что в 15 км от Лиссабона, меня встречал улыбчивый Мигель. После того, как он вежливо осведомился о моих летных навыках и наличии документов, улыбка на его круглом лице сменилась выражением озабоченности.

- Понимаешь, у нас в принципе есть пара самолетов, на которых можно лететь в Бразилию, но...

Я было попытался объяснить, что пошутил, и, конечно же, через Атлантику не полечу. Но Мигель не дал мне и слова вставить.

- Надо подавать flight-plan, договариваться с бразильской стороной, готовить самолет. В общем, сегодня вылететь никак не получится. А ты в Бразилию хочешь один лететь? Ладно!

Я сделал максимально расстроенный вид.

- Не могу я ждать до завтра. Не полечу в Бразилию. Можно я часок полетаю по окрестностям, на побережье посмотрю?

После этих слов улыбка снова вернулась на лицо Мигеля.

- Может тебя наверняка устроит обычная Cessna 172?

- Устроит, устроит.

- Тогда рекомендую слетать на мыс Cabo da Roca. Это самая западная точка Европы. Там очень красиво.

Через полчаса я выруливал на взлетную полосу. Взлетев и добравшись до побережья, я, первым делом, рванул в открытый океан догонять видневшийся вдалеке круизный лайнер.

Догнав корабль, я огляделся. Вид над океаном в хорошую погоду просто фантастический.

С одной стороны на горизонте виднелся островок – условное место впадения реки Тежу, протекающей через Лиссабон, в Атлантический океан.

С другой стороны самолета - бескрайний океан. Только воображение рисовало вдалеке бразильский берег.

Сделав над собой усилие, я повернул к Cabo da Roca. Действительно красивый мыс.

Несмотря на тихую солнечную погоду, даже с трехсотметровой высоты было хорошо видно, как о скалы разбиваются нешуточные океанские волны.

Развернувшись над Cabo da Roca, я полетел над берегом к Лиссабону.

Сделав кружок над окраиной города, еще через 10 минут я зашел на посадку. На перроне меня встреча Мигель, улыбка которого заняла все его лицо без остатка.

- Все в порядке? Понравилось?

- Да, спасибо! Действительно, очень красиво!

Полет оставил самые приятные впечатления. Разнообразные виды, один красивее другого, сменяли друг друга в течение всего часа и совершенно не надоели.

Может и правда, в следующий раз махнуть в Бразилию? Надо будет напарника подыскать, одному, наверное, лететь через Атлантику будет скучновато.