Министерство транспорта России выступило с предложением обсудить возможность введения платной регистрации на рейсы в аэропортах страны. Ранее платную регистрацию на свои рейсы ввел лоукостер «Победа», однако транспортная прокуратура успешно обжаловала это решение в суде.

По мнению Минтранса, реализация такого предложения содержит в себе риски введения российскими авиакомпаниями дополнительных сборов с пассажиров. «В связи с этим данная идея требует всестороннего обсуждения с Советом Федерации, Государственной думой, общественными организациями и участниками рынка», — пояснили в министерстве.

«В авиации ничего бесплатного не бывает»

Напомним, в октябре 2018 года «Победа» запустила услугу онлайн-регистрации на своем сайте и стала взимать дополнительно 25 евро с тех пассажиров, которые при вылете в Россию регистрируются на стойках аэропортов. 

В свою очередь Московская межрегиональная транспортная прокуратура (ММТП) провела проверку авиаперевозчика и посчитала такую практику незаконной — плата в 25 евро может составлять больше половины стоимости билета, отмечали тогда в прокуратуре. 8 октября 2019 года Мосгорсуд удовлетворил жалобу ММТП по иску об отмене платной регистрации в зарубежных аэропортах для пассажиров «Победы». Суд счел, что введение платы за регистрацию напрямую противоречит закону и запретил «Победе» взимать плату за услугу. 

Но  распространяется ли юрисдикция российского суда на деятельность зарубежных аэропортов? Ведь он не может запретить зарубежной воздушной гавани самостоятельно брать деньги с пассажиров «Победы» за оказанные услуги. Впрочем, сейчас не об этом.

В ответ на решение суда «Победа» объявила, что включит этот сбор в стоимость авиабилета для всех пассажиров, независимо от способа их регистрации. С начала зимней навигации (с 28 октября 2019 года) билеты на рейсы лоукостера из зарубежных аэропортов в Россию подорожают на 25 евро, сообщали «Ведомости». 

По словам представителя авиакомпании, перевозчик вынужден включить в цену билета стоимость регистрации клиентов в зарубежных аэропортах мотивируя это тем, что в России регистрация на стойке не является отдельной услугой и плата за нее включена в общие аэропортовые сборы и в стоимость билета, а в иностранных аэропортах сборы сегрегированные, за регистрацию на стойке пассажиров авиакомпании платят отдельно. 

«Это значит, что правила приняты и понятны: в авиации ничего бесплатного быть не может, каждый рубль в цене билета обоснован расходами перевозчика», — пояснила представитель авиакомпании Елена Селиванова, добавив, что «если запретить авиакомпании взимать отдельную плату за какую-либо услугу, то она будет вынуждена включить ее в тариф, в итоге за эту услугу заплатят все».

Такое решение авиакомпании вызвало невероятный общественный резонанс и обсуждение данного вопроса на всех уровнях. На эту тему высказались и Минтранс, и депутаты Госдумы, и даже Генпрокуратура организовала проверку авиакомпании, чтобы дать оценку правомерности повышения стоимости авиабилетов.

На чьей же стороне правда?

Как отмечают отраслевые эксперты, существующая за рубежом практика платной регистрации в аэропортах направлена не на получение дополнительных доходов авиакомпанией, а на стимулирование пассажира осуществлять регистрацию самостоятельно на сайте авиаперевозчика. 

Делается это для того, чтобы минимизировать расходы перевозчиков на оплату услуг аэропорта по регистрации пассажиров, тем самым, снижая стоимость авиабилета. И такая практика характерна для всех европейских lowcost – перевозчиков.

Мы часто жалуемся на то, что российский лоукост не такой же дешевый, как европейский. Во многом это связано именно с тем, что российской низкобюджетной авиакомпании запрещено использовать инструменты по снижению себестоимости перевозки, коими пользуются европейские конкуренты. И саморегистрация является одним из таких инструментов. 

Справедливости ради следует заметить, что со стороны пассажиров порой поступали жалобы о невозможности онлайн регистрации в зарубежном аэропорту на рейс российской авиакомпании. В итоге, люди вынуждены ехать в аэропорт и регистрироваться на стойке. 

В итоге, Министерство транспорта России, с учетом имеющегося резонанса в СМИ и соцсетях по поводу решения «Победы», пригласило стороны сесть за стол переговоров, и не исключило возможность принятия поправок в воздушное законодательство, которые разрешат взимать отдельную плату за регистрацию и в российских аэропортах. 

Несомненно, такое решение явилось бы стимулированием развития низкобюджетных перевозок в России. Однако, как отмечают эксперты, чтобы это не превратилось в навязанную услугу за дополнительные деньги, при принятии решения необходимо четко обозначить, что при этом у пассажира в любом случае, обязательно должна иметься возможность зарегистрироваться самостоятельно и бесплатно — либо на сайте авиакомпании, либо на стойках саморегистрации, размещенных в аэропорту вылета.