Авиабилеты по итогам 2019 года подорожают на 9–10%, рассказали в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Подорожание авиакеросина, заставят компании поднять цены в указанных пределах. При этом механизм компенсаций перевозчикам в случае резкого роста цен на топливо (демпфер) в АЭВТ и авиакомпаниях считают малоэффективным.

Стоимость авиабилетов по итогам 2019 года вырастет по сравнению с прошлым годом на 9–10%. Такой прогноз дал «Известиям» заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров.

«Авиакомпании получают прибыль во втором и третьем кварталах, а первый и четвертый — всегда убыточны. Однако по нынешнему году положительных финансовых результатов не ожидается», — пояснил он.

Расчёты, приведенные в газете заместителем исполнительного директора АЭВТ Борисом Шокурым, говорят о том, что уже в первом квартале 2019 года авиакомпании уже потеряли 45 млрд рублей, что на 32% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

По данным АЭВТ, авиатопливо –– одна из самых затратных статей перевозчиков и составляет порядка трети стоимости билета. С начала года стоимость керосина, по словам Бориса Шокурова, выросла на 1,5–2%, однако за прошлый год рост превысил порог в 30%.

В ходе прямой линии президент Владимир Путин уже обращал внимание, что в прошлом году цены на керосин выросли на 30%, а авиабилеты подорожали на 9%. «Одна из основных проблем, на мой взгляд, это стоимость авиационного керосина», — говорил тогда глава государства. 

Он предложил включить авиакеросин в соглашение с нефтяниками о стабилизации цен. Минфин разработал документ, который вступил в силу 1 августа 2019 года - этот механизм должен стать одним из ключевых в поддержке перевозчика. 

Правительство ввело возвратный акциз на керосин, который бы компенсировал авиакомпаниям часть расходов, но не оказывал бы влияния на его стоимость у нефтяных компаний. Закон предусматривает предоставление обратного акциза авиакомпаниям только в том случае, если конъюнктура мирового рынка будет приводить к увеличению цен на внутреннем, то есть российские авиакомпании смогут рассчитывать на выплаты только в том случае, если нефть подорожает до $65 за баррель, пояснили изданию в министерстве финансов, отметив, что это только одна из мер поддержки и с 2015 года перевозчикам компенсируют расходы на покупку керосина в размере 3 024 руб. за тонну.

Однако Борис Шакуров указывает, что условия демпфера не позволяют авиакомпаниям получить компенсацию, поскольку «установленная кабмином планка слишком высока».

Глава «Аэрофлота» Виталий Савельев в одном из недавних интервью уже заявлял, что новый демпфирующий механизм имеет низкую эффективность - ему необходима доработка.

«Да, было найдено решение с демпфирующим механизмом. Это, безусловно, позитивный шаг. Но, на наш взгляд, параметры механизма рассчитаны только на стрессовый сценарий: уровень цен на топливо, с которого начинает рассчитываться компенсация авиакомпаниям, завышенный», - пояснил Савельев в интервью «Интерфаксу». 

Гендиректор добавил, что в случае введения такого механизма в 2018 году, то он бы сработал только в течение 4 месяцев, поскольку именно в этот период идут пики всплеска котировок и одновременно резкий рост курса доллара.

«И если мы пересмотрим прошлый год, когда мы как группа получили дополнительные расходы из-за керосина 48 млрд рублей, с учетом этого демпфирующего механизма мы смогли бы вернуть только 2,2 млрд рублей», - добавил он.

Виталий Савельев подчеркнул, что авиакомпания надеется обойтись без дополнительных повышений, однако все равно будет внимательно следить за ситуацией на рынке.

В «Уральских авиалиниях» также заявили, что запущенный с 1 августа механизм демпфера малоэффективен. В авиакомпании отметили, что компенсацию можно получить только при условии значительного роста стоимости топлива на мировом рынке (более 15%). Кроме того, механизм не предусматривает привязки к реальным розничным ценам, по которым керосин покупают перевозчики, пишет газета «Известия».

Ранее в Минфине подсчитали, что из-за роста стоимости керосина (с третьего квартала 2017 года по четвертый квартал 2018 года он подорожал на 29%), российские авиакомпании завершили 2018 год с общим убытком по операционной деятельности в размере около 50 млрд рублей, а из них 43 млрд рублей пришлось на десять крупнейших перевозчиков.

Росту цен на билеты также способствует то, что заканчивается самый доходный период для авиакомпаний - сезон отпусков. Люди уже вернулись домой после длительных школьных каникул. Падает пассажиропоток, загрузка рейсов уменьшается. Авиакомпании не смогут компенсировать снижение спроса на билеты без повышения стоимости услуги по перевозке пассажиров. С момента вступления в силу демпферного механизма прошло еще слишком мало времени, а финансовые резервы у некоторых авиакомпаний практически исчерпаны, подчеркивают перевозчики.