Тульский музей мотоциклов
Этот музей удивителен тем, что в его основе лежит частная коллекция Леонида Павлович Зякина, который является основателем, собирателем, реставратором и экскурсоводом.
На входе в музей нас встречает сам хозяин. Леонид Павлович с юности увлекался мотоциклами, а уйдя на пенсию решил собрать коллекцию тульских мотоциклов.
Сейчас в музее сотни экспонатов мототехники всех заводов союзных республик СССР, а также Чехии и Германии.
По словам Леонида Павловича, в экспозиции музея практически полная коллекция советской мототехники.
«Не хватает лишь нескольких экземпляров, которые были выпущены штучно, как опытные образцы», - говорит директор музея.
Экспонаты музея располагаются в нескольких совмещенных ангарах, в которых сформированы тематические залы по странам и производителям.
Мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мопеды здесь стоят рядами, на стеллажах и висят на стенах.
Здесь и спортивные, шоссейные и кроссовые мотоциклы, и редкие экземпляры специального назначения.
Как тут не вспомнить знаменитую погоню автоинспектора на мотоцикле с коляской за Деточкиным в фильме «Берегись автомобиля»?
Вот такие автомобильчики, а по сути, квадроциклы в СССР бесплатно выдавались инвалидам. Правда, ожидать этого приходилось годами.
И какая же Тула без стрелкового вооружения. Кстати, посидеть в подобном мотоцикле 40-х годов и представить себя в роли мотострелка можно в «Тульском музее оружия»
Отличная коллекция немецких и чешских мотоциклов разных лет. Jawa или Чезет были вершиной мечты советского мотоциклиста.
Не буду в рамках этого обзора рассказывать об истории мотостроения СССР. Скажу лишь, что с середины 20-х годов и до 90-х было выпущено более трех сотен различных типов и модификаций мототехники.
Хочу поделиться эмоциональной составляющей. То тут, то там глаз цеплялся за очередной экспонат, и всплывающие воспоминания далекого детства трогали душу.
На таком мотоцикле ездил дядя Коля из нашего двора, а вон там такой же мопед «Верховина», который Генка купил, когда вернулся из армии…
Это действительно какие-то очень солнечные воспоминания. Наверное от того, что они связаны с беззаботным детством.
А ещё потому, что в те времена нам, детям и подросткам, не были доступны ни электросамокаты, ни гироскутеры, ни сигвеи.
Любой заехавший в наш двор мотоцикл вызывал интерес мальчишек, и мы толпой обступали это чудо техники.
Дотронуться до мотоцикла было нереальным счастьем, а если хозяин позволял посидеть в седле, то восторгу не было предела.
Вот такой мотороллер «Муравей» привозил в молочный магазин большие бидоны со сметаной. Собственно, по стрекотанию его мотора весь район и узнавал, что сметану привезли :)
Музей относительно молодой и его коллекция стремительно разрасталась. Не все экспонаты блестят как с иголочки. Многие ожидают своей очереди на реставрацию. Впрочем, они замечательны и своей аутентичностью.
Не подумайте, что этот музей лишь для ностальгирующих по молодости седобородых дядей, вроде меня, так же сделанных в СССР. Этот музей будет интересен и молодым ребятам, увлеченным техникой.
Эта коллекция рассказывает о многообразии и богатой истории технической мысли в нашей необъятной и богатой талантами родине.
Да, может в СССР не выпускали дорогую элитную технику премиального класса. Но то, что было доступно массовому потребителю, было по-русски дешево, надежно и практично. А главное, неприхотливо.
Обязательно посетите этот музей. Поверьте, молодежи он будет интересен и познавателен, а для людей старшего поколения крайне эмоционален.