Калужский музей космонавтики
Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского в Калуге — первый в мире и крупнейший в России музей космической тематики, созданный при непосредственном участии С.П. Королева и Ю.А. Гагарина. Музей космонавтики был открыт 3 октября 1967 года.
После завершения реконструкции и завершения строительства второй очереди, преобразованный музей стал многофункциональным образовательным и досуговым центром. Теперь это площадка для реализации международных, федеральных и региональных проектов.
Экспозиции музея отражают историю отечественной космонавтики от первого искусственного спутника Земли до современных долговременных орбитальных станций.
Осмотр музея начинается с зала истории воздухоплавания, авиации, ракетно-космической техники и представления научного наследия Циолковского - основоположника теоретической космонавтики, крупного изобретателя, автора трудов по философии и социологии.
Музей располагает наиболее полным в стране систематизированным собранием музейных предметов по космонавтике, среди которых большинство уникальны. В составе музейного фонда более 75000 единиц хранения.
Здесь представлены не только реальные образцы и макеты космической техники, но и скафандры, костюмы и личные вещи космонавтов, техническое, медицинское и иное оборудование, используемое на станциях.
А ещё в музее представлены полномасштабные макеты помещений орбитальных станций, с рабочими зонами, местами отдыха, тренажерами, душем и другими «тайнами» космического быта.
В музее действует планетарий - в 2009 году здесь установлена новейшая модель планетария немецкой фирмы «Карл Цейс», позволяющая демонстрировать полнокупольные программы с потрясающей имитацией присутствия в космосе.
Здесь проходят тематические выставки, посвящённые знаменательным событиям в истории освоения космоса, образовательные лекции, конференции и ведётся научная музейная работа.
В музее демонстрируется коллекция ракетных двигателей. Посетители знакомятся с деятельностью выдающихся главных конструкторов: С.П. Королева, В.П. Глушко, В.Н.Челомея, С.А. Косберга, Г.Н. Бабакина, А.М. Исаева и других.
Калуга не случайно носит звание города, где родилась отечественная космонавтика. В состав музея также входят: Дом-музей К.Э. Циолковского, Музей-квартира Циолковского в городе Боровске Калужской области, а также Дом-музей А.Л. Чижевского.
Вторая очередь музея — это новое современное здание площадью 12,5 тысяч кв. метров, что почти в четыре раза превышает площадь исторического здания. Теперь экспозиционные площади увеличились в пять раз.
Новое современное трехэтажное сооружение из стекла и металла высотой 20,5 метров, с длинными балконами верхних ярусов и пандусом для спуска на нижний уровень позволило не только разместить габаритные экспонаты, но и дать возможность изучать их с различных ракурсов.
Находясь на верхнем ярусе, воображение легко дорисовывает картины космоса, и вот уже ты видишь не макет, а реальную орбитальную станцию, проплывающую между тобой и нашей голубой планетой.
Музей интересен и тем, что здесь представлены не только исторические экспонаты, но и образцы техники будущего. Например, полноразмерный макет космического корабля «Орёл».
Музей очень современный. Для посетителей созданы специальные интерактивные зоны: 3D-кинотеатр, интерактивный образовательный центр, научно-приключенческий комплекс «Космическое путешествие» с имитацией эффектов космического полета, мультимедийный комплекс «Интерактивная планета».
От Москвы до Калуги всего пара часов езды по современной скоростной магистрали или с не меньшим комфортом на современной электричке.
Мы заехали в Калугу на несколько часов, а в результате провели в музее пол дня, посетив и экспозицию, и 3D-кинотеатр, планетарий и даже обсерваторию.
Да, на территории музея действует астрономическая обсерватория, предназначенная для проведения экскурсий и наблюдений Солнца, Луны, планет и других объектов на небесной сфере, включая искусственные спутники Земли.
Но самый удивительный экспонат музея - стартовая площадка с подлинным экземпляром ракетно-космического комплекса «Восток», который находился в резерве во время старта гагаринского «Востока-1».