Межведомственная группа на площадке Минтранса РФ подготовит предложения по правилам перевозки животных в самолетах с учетом мировой практики. Минтранс подчеркивает, что необходимо учитывать опыт зарубежных коллег. Но действительно ли их опыт удачный?
Министерство транспорта России готовит новые правила перевозок животных, которые должны уточнить требования к переноскам и помочь улучшить информирование граждан о правилах перевозки. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу министерства.

«Вопросы перевозок животных воздушным транспортом прорабатываются в рамках межведомственной рабочей группы на площадке Минтранса России. В настоящее время авиакомпании, по итогам заседания рабочей группы, готовят предложения по совершенствованию информирования граждан об условиях перевозок животных, отражению в правилах перевозки важных условий, качественных характеристик переносок для животных, порядка принятия мер в случае аллергических реакций на борту у пассажиров», — рассказали агентству.

Общероссийское объединение пассажиров предлагало установить единые правила перевозки домашних животных для авиакомпаний — ввести единые требования по габаритам переносок для комнатных животных (не менее 115 см по сумме трех измерений) и весу (запретить устанавливать норму ниже 8 кг), установить доплату за «избыточный» вес питомцев.

Данную инициативу Минтранс не поддержал. И это очевидно, так как авиакомпании эксплуатируют самолеты разных классов и размеров, потому правила размещения путешествующих с пассажиром ручной клади и животных в пассажирском салоне не могут быть унифицированы.  

С предложениями изменить правила провоза животных осенью прошлого года также выступала Госдума. Тогда Замминистра транспорта Александр Юрчик, комментируя эту инициативу, сказал, что Минтранс изучит необходимость изменения норм провоза животных в самолетах, и если таковая имеется, подготовит предложения.

И теперь при разработке новых правил министерство подчеркивает, что в них должна быть учтена мировая практика и положения документов Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в области перевозок животных. 

А каков же мировой опыт?

Правила перевозки животных в большинстве стран особо не отличаются от российских, и, в целом, соответствуют принятым стандартам мирового авиационного сообщества. Однако есть свои нюансы. 

Авиакомпания Japan Airlines запрещает перевозку любых животных в пассажирском салоне самолета, независимо от размера и веса — будь это даже маленький хомячок. Даже такое, на первый взгляд, безобидное животное может стать большой проблемой для безопасности пассажиров рейса. 


Животное может выбраться из клетки, забиться под обшивку салона и повредить электропроводку, что повлечет непредсказуемые последствия. К тому же, у одного из нескольких пассажиров может проявиться аллергическая реакция, причем в острой форме, вплоть до вынужденной посадки и оказания экстренной медицинской помощи.

В США сначала пошли по пути либерализации перевозки животных. Однако получив негативный опыт, в данный момент пересматривают свои правила в сторону ужесточения. 

Так, Министерство транспорта США хочет существенно ограничить список видов животных, которых можно брать с собой на борт бесплатно — согласно предложению американского Минтранса, на борт самолета впредь будут допускать только настоящих, обученных служебных животных — в частности, право будет оставлено только за собаками, специально обученными для оказания помощи людям с ограниченными возможностями.

В министерстве подчеркнули, что такое решение было принято в связи с тем, что все больше пассажиров провозят своих домашних животных под видом служебных. До сих пор американские авиакомпании позволяли пассажирам с психическими или эмоциональными проблемами бесплатно брать в пассажирский салон тех или иных животных (и порой довольно экзотических), для облегчения стресса, связанного с перелетом. Теперь же для перевозки таких «друзей» необходимо будет иметь на руках специальный сертификат, который подтверждает, что животное прошло соответствующее обучение.

Новое предложение предусматривает, что за авиакомпаниями будет закреплено право ограничивать количество, вес и размер животных, которых пассажиры смогут взять с собой на борт. В то же время, авиаперевозчик не сможет отказывать в перевозке служебных животных на основании породы.

Американские авиаперевозчики поддержали предложения министерства транспорта и призвали к изменениям правил, поскольку растущее число животных, путешествующих в салонах самолетов, ведет к увеличению жалоб и различных инцидентов, в частности укусов пассажиров.

США действительно переживает бум перелетов с «животными для эмоциональной поддержки». И это уже становится серьезной проблемой для страны. Только за последние 12 месяцев в СМИ не раз была информация о нападениях собак на борту самолетов, как на других пассажиров, так и на бортпроводников.

The Washington Post сообщает, что в 2017 году 751 000 питомцев для эмоциональной поддержки совершили перелет со своими хозяевами. Только в Delta Air Lines в 2017 году перелет совершило около 250 000 таких животных, что на 150 000 больше, чем годом ранее. Цифры за 2018 и 2019 годы не такие говорящие, но по данным отчетов, уровень роста сохранился. По оценкам Chicago Tribune, в 2018 году количество вылетевших животных превысило 1 млн. 

«Пассажиры, утверждающие, что их питомцы оказывают эмоциональную поддержку, c недавнего времени стали серьезной угрозой безопасности и здоровью других пассажиров и экипажей. Необученные домашние животные не должны свободно бродить по салону самолета. Не раз безопасность была поставлена под угрозу необученными животными, свободно находящимися в салоне. Надеемся, «Дни Ноева Ковчега в воздухе подходят к концу», — говорится в заявлении Ассоциации бортпроводников США.

В связи с тем, что Министерство транспорта США предлагает полный запрет на использование животных для эмоциональной поддержки в самолетах, подлинные владельцы таких питомцев сталкиваются с перспективой либо путешествовать без необходимого компаньона, либо вообще не путешествовать. 

По мнению защитников лечения «душевных недугов» при помощи животных для эмоциональной поддержки, такая мера выглядит несправедливой и «смахивает на дискриминацию». Однако, вряд ли при склонности к депрессии, паническим атакам в США вам пропишут павлина, бобра или обезьянку в помощь. Белки и хомяки также не подходят на роль «успокоительного», просто потому что у них недостаточно развит интеллект, чтобы научиться спокойно вести себя на борту самолета.