Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) обновила свой анализ финансового воздействия чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, вызванной новым коронавирусом (COVID-19), на мировую индустрию воздушного транспорта.
В настоящее время, по оценке IATA, из-за падения спроса в связи со вспышкой нового коронавируса, авиакомпании могут получить убыток от $63 млрд (в том случае, если распространение коронавируса прекратится) до $113 млрд (в случае дальнейшего широкого распространения COVID-19). Оценка влияния коронавируса на грузовые авиаперевозки еще не проводилась.

Предыдущий анализ IATA (выпущенный 20 февраля 2020 года) предсказывал убытки в размере $29,3 млрд, в том случае, если коронавирус не распространится за пределы Китая. С тех пор вирус распространился более чем в 80 странах, и это сильно повлияло на предварительное бронирование авиабилетов на рейсах за пределами Китая.

Финансовые рынки отреагировали нервно. С момента вспышки эпидемии, цены на акции авиакомпаний упали почти на 25%, что примерно на 21 процентный пункт больше, чем снижение, которое произошло во время кризиса SARS 2003 года (атипичной пневмонии — прим. ред.). Такое падение уже оказывает более серьезное влияние на доходы отрасли, чем предполагалось во время предыдущего анализа.

 
«Поворот событий в результате COVID-19 практически не имеет прецедента. Менее чем за два месяца, перспективы развития отрасли в большинстве стран мира резко ухудшились. Непонятно, как будет развиваться вирус. Однако, в любом случае влияние, оказанное на ряд рынков, и потеря дохода в $63 млрд или более широкое воздействие, приводящее к потере дохода в $113 млрд — это кризис», — говорит генеральный директор IATA Александр де Жуньяк.

Чтобы принять во внимание развивающуюся ситуацию с COVID-19, IATA оценила потенциальное влияние на доходы на основе двух возможных сценариев. В ассоциации пояснили, что это именно сценарии, а не прогнозы, и они будут меняться по мере развития ситуации.

Сценарий 1: ограниченное распространение

Этот сценарий будет наиболее вероятен, если уровень распространения COVID-19 останется на той же отметке, что и 2 марта — резкий спад, за которым последует V-образный профиль восстановления. Также оценивается падение доверия потребителей на отдельных рынках (Северная Америка, Азиатско-Тихоокеанский регион и Европа).

Рынки, учитываемые в этом сценарии, и их ожидаемое падение количества пассажиров, вызванные COVID-19, выглядят следующим образом: Китай (-23%), Япония (-12%), Сингапур (-10%), Южная Корея ( -14%), Италия (-24%), Франция (-10%), Германия (-10%) и Иран (-16%). Кроме того, в Азии (за исключением Китая, Японии, Сингапура и Южной Кореи) ожидается снижение спроса на 11%. Европа (исключая Италию, Францию и Германию) увидит падение спроса на 7%, а Ближний Восток (исключая Иран) увидит падение спроса на 7%.

 
Во всем мире это падение спроса приведет к 11%-ной потере доходов - убыток составит $63 млрд. Причем на Китай будет приходиться около $22 млрд, а на рынки, связанные с Азией (включая Китай) — $47 млрд от этой суммы.

Сценарий 2: обширное распространение

Этот сценарий применяет аналогичную методологию, но ко всем рынкам, которые в настоящее время имеют 10 или более подтвержденных случаев COVID-19 (по состоянию на 2 марта). В результате выручка от пассажирских перевозок в мире снизится на 19%, убыток составит $113 млрд. В финансовом выражении это эквивалентно тому, что отрасль испытала бы в период глобального мирового финансового кризиса.

 
Регионы Африки и Латинской Америки / Карибского бассейна прямо не включены в этот рыночный анализ, потому что в настоящее время нет ни одной страны в этих регионах, где бы было зафиксировано как минимум 10 случаев заболевания COVID-19.

Но здесь есть и смягчающее последствия обстоятельство. Цены на нефть значительно упали (-$13 за баррель Brent) с начала года. Это может сократить расходы до $28 млрд на платежах за топливо в 2020 году (помимо экономии, которая будет достигнута в результате сокращения операций), что обеспечит некоторое облегчение, но лишь незначительно смягчит разрушительное воздействие, которое сейчас оказывает COVID-19.

«Многие авиакомпании сокращают частоты полетов и принимают экстренные меры для снижения затрат. Правительства должны принять к сведению, что авиакомпании делают все возможное, чтобы оставаться на плаву, выполняя жизненно важную задачу объединения экономик мира. Правительства стран ожидает принятие мер стимулирования авиационной отрасли, необходимо будет рассмотреть вопрос о снижении налогов, сборов и распределении слотов. Это необычные времена», — подчеркнул Александр де Жуньяк.

Прим. ред: На сегодняшний день среди авиакомпаний, наиболее пострадавших за пределами Азии, больше всего коронавирус отразился на Finnair, которая отменила более 1100 рейсов. Cathay Pacific «приземлила» половину своего воздушного флота, а авиакомпания Lufthansa и принадлежащие ей Austrian Airlines, SWISS и Brussels Airlines уже вывели из эксплуатации 150 самолетов. Кроме того, многие авиаперевозчики уже отправили своих сотрудников в неоплачиваемые отпуска.

В то время как официальное число новых зараженных в Китае сокращается, новые случаи появляются по всему земному шару, даже в Южной Америке и на Карибах — не включенных в анализ IATA, который был проведен в то время, когда в этих регионах было не более 10 случаев заражения. Все же, если развитие событий пойдет по второму сценарию, то какие цифры мы увидим через две недели?