Путешествие в Грецию 2022
Путешествуем не нарушая правила ЕС
EXPLORER - перелет, отель и развлечения "в одном флаконе"
Субсидии распределены
Точка зрения
Чем силен авиапром?
Кто из самолетостроителей выживет в посткоронавирусном мире
Пандемия COVID-19 поставила мировую авиационную индустрию на колени. Прогнозируется, что посткоронавирусный период будет иметь последствия хуже, чем 9/11 и финансовый кризис 2008 года. Что касается производителей самолетов, то их ближайшее будущее также не вселяет оптимизма.
Из-за отсутствия достаточного спроса на авиаперевозки, у авиакомпаний образуется избыток провозных емкостей, говоря проще — самолетов. А это неизбежно ударит и по спросу на новые самолеты. Как известно, во все времена выживал сильнейший. Но дуополии Airbus и Boeing вряд ли что угрожает.
Airbus и Boeing — два крупнейших производителя самолетов в мире. Вместе они занимают около 99% рынка поставок магистральных пассажирских самолетов. Несмотря на порой жесткую конкуренцию, в современном мире под словом «сильнейший» западные демократии понимают не просто сильнейший экономически и технологически, но и политически. И этого у обоих не занимать. Однако сокращения производств и увольнения части сотрудников им не избежать.
Airbus
Европейский производитель самолетов Airbus приостанавливал производство самолетов, но недавно принял решение возобновить работу заводов в Испании и Франции. Между тем, производитель осознает, что из-за огромных финансовых потерь, понесенных авиакомпаниями, и неизбежного падения рынка авиаперевозок, высока вероятность отказов от уже заказанных самолетов и снижение поступления новых заказов.
Учитывая новую реальность и негативный прогноз, концерн принял решение скорректировать свои производственные темпы. Обновленный график подразумевает снижение темпов выпуска самолетов в среднем на треть по сравнению с периодом до коронавируса:
· Семейство A320 - 40 самолетов в месяц
· Семейство A330 - 2 самолета в месяц
· Семейство A350 - 6 самолетов в месяц
«Бизнес авиакомпаний очень сильно страдает из-за пандемии COVID-19. Мы адаптируемся к новым реалиям, корректируя темпы производства и работая над пакетом операционных и финансовых мер по поддержке нашего бизнеса, — говорит генеральный директор Airbus Гийом Фори. — Влияние этой пандемии на бизнес носит беспрецедентный характер. Мы находимся в постоянном контакте с нашими заказчиками и промышленными партнерами в это непростое для всех нас время».
Такая корректировка позволит Airbus адаптироваться к изменяющейся ситуации на рынке, в то же время выполнить обязательства по поставкам самолетов перед заказчиками.
Boeing
Американский Boeing, пожалуй, переживает не лучшие для себя времена. И не только из-за масштабов эпидемии COVID-19 в США. Авиастроительная корпорация, по известным причинам, уже год не поставляет заказчикам узкофюзеляжные самолеты 737MAX, неся огромные убытки. Теперь же приходится останавливать производство и широкофюзеляжных самолетов. В частности, было объявлено о полной остановке производств, связанных с самолетом 787 Dreamliner.
Корпорация подчеркивает, что возобновление производства будет носить упорядоченный характер, зависит от улучшения ситуации с коронавирусом. «Мы стремимся сосредоточиться на здоровье и безопасности наших товарищей по команде, оценивая распространение вируса по всему штату Вашингтон, его влиянию на надежность нашей глобальной цепочки поставок и на программу 787», — отметили в Boeing.
Кроме того, Boeing рассматривают план сокращения рабочей силы примерно на 10% в качестве борьбы с последствиями пандемии коронавируса. Возможное сокращение персонала коснётся около 16 тысяч человек.
Планы корпорации включают в себя досрочное расторжение контрактов с компенсацией (buyout), досрочный выход на пенсию и вынужденные увольнения. Ожидается, что потенциальные сокращения рабочей силы в аэрокосмическом гиганте, на котором работает около 160 000 человек, будут в основном направлены на подразделение коммерческих самолётов Boeing.
Последствия COVID-19 могут быть настолько значительными, что пост-коронавирусная авиационная отрасль столкнется с беспрецедентными проблемами и меняющейся динамикой рынка. Эксперты полагают, что спрос на узкофюзеляжные самолеты будет традиционно выше, чем на широкофюзеляжные. Boeing силен своим широкофюзеляжным семейством, но без возобновления производства «однопроходных» самолетов, может оказаться в ещё более сложном положении.
С появлением на рынке Airbus A320neo и A321XLR, Boeing больше не может производить самолеты 737 предыдущего поколения. А перспективы возобновления поставок 737MAX весьма туманны. И тут в помощь американскому производителю недавнее политическое решение правительства США установить 15% пошлину на ввоз в страну самолетов европейского конкурента. Очевидно, что это не единственный возможный инструмент поддержки в арсенале Госдепа, Сената и президента страны.
UAC и AVIC
В настоящее время только две страны обладают потенциалом в будущем вклиниться в конкурентную борьбу с этими двумя мировыми лидерами — Россия с самолетом МС-21 и Китай с проектом C919. Причем, ни противоэпидемиологические меры, ни спад спроса на новые самолеты на оба эти проекта никак не повлияют. Если вы и так ничего не производите и не продаете, то никаких потерь и нет.
В то же время, именно грядущее общемировое снижение спроса на самолеты открывает для них новые перспективы. Предположительно, рынок поставок новых самолетов, ввиду перенасыщения вторичного рынка, придет в равновесное состояние только лет через пять. Весь этот период и Boeing, и Airbus придется держать производство самолетов на минимальном уровне, и уровень новых заказов на будущее будет не высок. И этого времени может быть вполне достаточно, чтобы развернуть серийное производство МС-21 и C919.
Если ранее производственная программа МС-21 могла дать этому самолету возможность претендовать на 5% мирового рынка продаж, то со снижением темпов выпуска мировыми «гегемонами» доля этого самолета на рынке может оказаться вдвое выше. Особенно, если он поспеет к началу возобновления роста спроса на новые самолеты.
Впрочем, никто не гарантирует, что на определенном этапе западные демократии опять не включат санкционные, торговые и политические ограничения, с которыми и сейчас сталкивается вся высокотехнологичная промышленность России, и тот же МС-21 в частности. Не застрахованы от этого и китайские коллеги, которые уже получили «желтую карточку» на поставку американских двигателей для C919. Впрочем, это уже совсем другая история, не поддающаяся прогнозированию.
Расскажи нам о своём путешествии
Сообщение успешно отправлено! Нажми, чтобы отправить еще.
Рекомендуемые материалы

Все новости
Рейс из Южно-Сахалинска во Владивосток задержали по техническим причинам
13.10.2025 15:59
В Госдуме призвали не повышать цены на авиабилеты в период школьных каникул
13.10.2025 10:59
Аэропорт Красноярск встретил первый рейс Vietjet Air
13.10.2025 10:13
Хакеры опубликовали данные 5,7 млн клиентов авиакомпании Qantas
13.10.2025 09:25
Сергей Миронов предложил ввести единую скидку на авиабилеты для студентов
13.10.2025 09:24
Авиакомпания Saudia открыла рейсы из Эр-Рияда в Москву
11.10.2025 02:23
Монгольская авиакомпания Hunnu Air запустила прямой рейс между Улан-Удэ и китайским островом Хайнань
10.10.2025 17:33
Riyadh Air открыла лаунж премиум-класса в аэропорту Эр-Рияда
10.10.2025 17:28
В аэропорту Казани встретили первый рейс вьетнамской авиакомпании VietJet Air из Камрани
10.10.2025 16:55
Uzbekistan Airways с 26 октября начнет выполнять рейсы из Андижана в Новосибирск
10.10.2025 16:08
Тайваньский международный аэропорт Таоюань признан самым дружелюбным в мире
10.10.2025 15:12
Пассажиров задержанного рейса Нячанг – Москва отправят другими рейсами
10.10.2025 13:09
Саудовская авиакомпания Flynas открывает прямое сообщение между Джиддой и Москвой
10.10.2025 12:17
Узбекистанская Centrum Air начнет выполнять полеты из Ташкента в Санкт-Петербург
10.10.2025 12:05
Авиакомпания «Якутия» запускает дополнительное платное питание из Якутска
10.10.2025 11:22
Прилет 21 рейса задерживается в новосибирском аэропорту
10.10.2025 10:26
Китай и Индия возобновят прямые авиарейсы к концу октября этого года
09.10.2025 17:59
Субсидируемые авиаперевозки из Иркутска на север Приангарья восстановлены
09.10.2025 17:24
Авиакомпания «Аврора» открыла продажу билетов на рейс из Хабаровска в Советскую Гавань до конца 2025 года
09.10.2025 15:51
Авиакомпания «Аврора» выполнит дополнительные рейсы из Владивостока и Хабаровска в Благовещенск и из Южно-Сахалинска в Советскую Гавань
09.10.2025 15:46
Авиакомпания «Аврора» открыла продажу билетов на рейсы из Хабаровска в Якутск, Благовещенск, Тынду до конца 2025 года
09.10.2025 15:40
Авиакомпания Riyadh Air анонсировала первые рейсы из Эр-Рияда в Лондон и Дубай
09.10.2025 15:15
Авиакомпания Turkish Airlines не загрузила багаж пассажиров из Бодрума и Даламана
09.10.2025 13:35
Авиакомпания Belavia возобновляет чартерную программу из Могилева в Шарм-эль-Шейх
09.10.2025 13:24
Система самостоятельной сдачи багажа в Кольцово научилась регистрировать пассажиров на рейс и распечатывать посадочные
09.10.2025 12:04