Путешествие в Грецию 2022
Путешествуем не нарушая правила ЕС
EXPLORER - перелет, отель и развлечения "в одном флаконе"
Субсидии распределены
Точка зрения
Уйдет ли с рынка деловой пассажир?
После COVID-19 на смену деловым поездкам и реальным встречам придет виртуальное общение
Коронавирус действительно заставил людей в разных уголках мира в корне изменить привычный уклад и темп жизни. И сейчас трудно представить себе отрасль, которой изменения коснулись бы больше, чем авиация. Пока самым эффективным средством противодействия пандемии признано ограничение передвижения людей по всему миру.
Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов:
Предположить что-то очень трудно. Есть совсем критические оценки и подходы, что дни авиации том виде, в котором мы ее знали, сочтены и что значительная часть спроса на путешествия будет замещена виртуальным общением. Бизнес также уйдет в виртуальное общение с точки зрения договоренностей и контрактов. И обучение станет виртуальным.
Безусловно, в какой-то степени это толчок к тому, чтобы сократить издержки на транспорт и уйти в возможность виртуального общения, будет дан. И это не какая-то новация. Этот процесс идет достаточно давно. Просто вирус вряд ли создаст что-то новое из того, что происходит сейчас на планете.
Вирус будет катализатором процессов, которые уже происходили. В той или иной степени он их ускорит. В этом отношении, безусловно, риски замещения живого общения виртуальным, и, соответственно, снижение спроса для авиакомпаний — это было бы глупо отрицать. Но в каком объеме это произойдет, сказать достаточно трудно.
Если это произойдет достаточно быстро, то здесь декларируемая уверенность в своей неуязвимости представителей лоукост-авиаперевозчиков в каком-то смысле верна. Это компании, которые в свое время разогнали сегмент ad hoc (прим. латинская фраза, означающая «специально для этого», «по особому случаю», в данном контексте «случайные, разовые поездки»), который раньше всегда считался пасынком.
Когда-то было замечательное исследование авиакомпании Lufthansa, которое четко давало раскладку: 60% — деловые пассажиры, 30% — туристы и 10% — это ad hoc. Вот на рынок пришли дискаунтеры, предложили низкие цены, и выяснилось, что пассажир готов летать вовсе не на деловые встречи, а если билет стоит дешево, то он готов летать просто так.
Соответственно, стал расти неорганизованный туризм. В этом отношении, если мы говорим о сокращении делового сегмента, на котором стоит бизнес мэйджоров (прим. крупных авиакомпаний), то у лоукоста картина более благоприятная, потому что это не его пассажир и от «виртуализации» нашей жизни их сегмент возможно меньше пострадает.
В то же время и сам тезис о том, что деловую встречу, можно заменить на виртуальное общение — это также дискуссионный момент. Мне кажется, есть очень много культур, с которыми этот вариант не пройдет. Скажем так, договориться по Skype с Китаем о поставках для европейца будет проблематично. Надо будет ехать и договариваться на месте. Однако тенденция есть и она выраженная.
Или когда мне говорят, что появится виртуальный туризм, который заместит реальный, я здесь с некоторой долей иронии, насколько она уместна в данном кризисе, сказал бы, что пока виртуальная поездка на Пхукет очень сильно проигрывает реальной. Очень сильно проигрывает. И маловероятно, что люди предпочтут виртуальный тур по пляжу в Таиланде возможности живой поездки.
С точки зрения туризма, эти ожидания на уход в виртуальную реальность сильно преждевременны до тех пор, пока виртуальная реальность не превратится уж в такую реальную, что станет что-то здорово замещать. И даже при этом большинство людей, у которых будут средства, предпочтут видеть и получать эмоции вживую. Но это дело определенно будущих десятилетий, поэтому забегать вперед настолько ещё рановато.
Ну а если посмотреть ближе, я думаю, что сейчас еще какое-то время у нас будет в головах история с пандемией. Но как только она исчезнет из повестки дня, как только она заместится чем-то другим, а я, к сожалению, должен констатировать, что, скорее всего, в ближайшее время она заместится перипетиями тяжелого экономического кризиса и глобальной депрессией, думать мы будем только об этом и как из всего этого выходить.
Поэтому очень многие вещи, которые сейчас обсуждают многочисленные футурологи, уйдут из повестки дня. Все они могут оказаться в очень удивленном состоянии, поскольку мир будет заниматься совершенно другими проблемами, а не виртуальными путешествиями в Таиланд.
Повторюсь, я не жду каких-то глобальных резких фундаментальных изменений, но изменения, безусловно будут. Они уже начались. Но это не значит, что через 2 года мы будем в другой парадигме спроса. А то, что мы будем в другой парадигме рыночного состояния, то, что во многих странах, возможно, останется по одной авиакомпании, или вообще ни одной, и мы можем оказаться в совершенно другом восприятии рынка и цен на уровне микроэкономики, а не каких-то там социальных макроэкономических тенденций, это более близкая и совсем не виртуальная реальность.
Расскажи нам о своём путешествии
Сообщение успешно отправлено! Нажми, чтобы отправить еще.
Рекомендуемые материалы
Все новости
Авиакомпания «РусЛайн» выполнит рейсы из Перми в Ярославль и Сухум на новогодних каникулах
25.12.2025 15:21
«Аэрофлот» подготовил сезонные сюрпризы для пассажиров на борту
25.12.2025 15:13
В Госдуме предложили разрешить должникам оплачивать долги в аэропорту
25.12.2025 14:19
Пассажира рейса Челябинск — Пхукет арестовали за пьяный дебош
25.12.2025 13:23
В аэропорту Шереметьево обновили тарифы на парковках
25.12.2025 13:08
Red Wings открывает продажи билетов в Грузию из Москвы на летний период
25.12.2025 12:33
Число рейсов из России на Кубу выросло с началом высокого туристического сезона
25.12.2025 11:23
На год раньше срока открыта развязка с подъездом к аэропорту Пулково
25.12.2025 10:32
Рейс из Санкт-Петербурга в Якутск из-за неисправности приземлился во Внуково
25.12.2025 10:17
Первый в истории рейс в Шанхай отправился из международного аэропорта Хабаровск
25.12.2025 10:02
AZUR air выполнит более 250 рейсов в новогодние праздники
24.12.2025 15:58
Самые популярные рейсы, запланированные на 2026 год – из Москвы в Бангкок и на Пхукет и обратно
24.12.2025 15:47
Киргизия опровергла данные о въезде россиян только по загранпаспортам с 1 января
24.12.2025 15:43
В аэропорт «Казань» прибыли Дед Мороз и Снегурочка
24.12.2025 15:10
В аэропорту Нижневартовска рейс в Самару задержали как минимум на восемь часов
24.12.2025 13:54
В аэропорту Владивосток открылась торговая галерея Duty&Shop
24.12.2025 13:14
В новогодние праздники аэропорт Новый Уренгой примет и отправит более 350 рейсов
24.12.2025 12:31
Авиакомпания China Southern Airlines возобновила регулярные рейсы Харбин — Владивосток
24.12.2025 12:25
Более 3,5 тысяч пассажиров S7 Airlines встретят Новый год в полете
24.12.2025 12:06
В аэропорту Тбилиси задержали россиянку за ввоз более 1 кг кокаина
24.12.2025 11:53
Более 40% россиян предпочитают путешествовать в безвизовые страны
24.12.2025 11:41
Бразилия и Россия могут возобновить прямые авиаперелеты при широком спросе со стороны туристов
24.12.2025 11:40
МИД России: возобновление прямых рейсов с США давно назрело
24.12.2025 11:28
Рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга перенаправили в Самарканд из-за тумана
24.12.2025 11:19
Контрабанда 38 тыс. долл. США пресечена в аэропорту Внуково
24.12.2025 11:17










