Путешествие в Грецию 2022
Путешествуем не нарушая правила ЕС
EXPLORER - перелет, отель и развлечения "в одном флаконе"
Субсидии распределены
Точка зрения
Уйдет ли с рынка деловой пассажир?
После COVID-19 на смену деловым поездкам и реальным встречам придет виртуальное общение
Коронавирус действительно заставил людей в разных уголках мира в корне изменить привычный уклад и темп жизни. И сейчас трудно представить себе отрасль, которой изменения коснулись бы больше, чем авиация. Пока самым эффективным средством противодействия пандемии признано ограничение передвижения людей по всему миру.
Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов:
Предположить что-то очень трудно. Есть совсем критические оценки и подходы, что дни авиации том виде, в котором мы ее знали, сочтены и что значительная часть спроса на путешествия будет замещена виртуальным общением. Бизнес также уйдет в виртуальное общение с точки зрения договоренностей и контрактов. И обучение станет виртуальным.
Безусловно, в какой-то степени это толчок к тому, чтобы сократить издержки на транспорт и уйти в возможность виртуального общения, будет дан. И это не какая-то новация. Этот процесс идет достаточно давно. Просто вирус вряд ли создаст что-то новое из того, что происходит сейчас на планете.
Вирус будет катализатором процессов, которые уже происходили. В той или иной степени он их ускорит. В этом отношении, безусловно, риски замещения живого общения виртуальным, и, соответственно, снижение спроса для авиакомпаний — это было бы глупо отрицать. Но в каком объеме это произойдет, сказать достаточно трудно.
Если это произойдет достаточно быстро, то здесь декларируемая уверенность в своей неуязвимости представителей лоукост-авиаперевозчиков в каком-то смысле верна. Это компании, которые в свое время разогнали сегмент ad hoc (прим. латинская фраза, означающая «специально для этого», «по особому случаю», в данном контексте «случайные, разовые поездки»), который раньше всегда считался пасынком.
Когда-то было замечательное исследование авиакомпании Lufthansa, которое четко давало раскладку: 60% — деловые пассажиры, 30% — туристы и 10% — это ad hoc. Вот на рынок пришли дискаунтеры, предложили низкие цены, и выяснилось, что пассажир готов летать вовсе не на деловые встречи, а если билет стоит дешево, то он готов летать просто так.
Соответственно, стал расти неорганизованный туризм. В этом отношении, если мы говорим о сокращении делового сегмента, на котором стоит бизнес мэйджоров (прим. крупных авиакомпаний), то у лоукоста картина более благоприятная, потому что это не его пассажир и от «виртуализации» нашей жизни их сегмент возможно меньше пострадает.
В то же время и сам тезис о том, что деловую встречу, можно заменить на виртуальное общение — это также дискуссионный момент. Мне кажется, есть очень много культур, с которыми этот вариант не пройдет. Скажем так, договориться по Skype с Китаем о поставках для европейца будет проблематично. Надо будет ехать и договариваться на месте. Однако тенденция есть и она выраженная.
Или когда мне говорят, что появится виртуальный туризм, который заместит реальный, я здесь с некоторой долей иронии, насколько она уместна в данном кризисе, сказал бы, что пока виртуальная поездка на Пхукет очень сильно проигрывает реальной. Очень сильно проигрывает. И маловероятно, что люди предпочтут виртуальный тур по пляжу в Таиланде возможности живой поездки.
С точки зрения туризма, эти ожидания на уход в виртуальную реальность сильно преждевременны до тех пор, пока виртуальная реальность не превратится уж в такую реальную, что станет что-то здорово замещать. И даже при этом большинство людей, у которых будут средства, предпочтут видеть и получать эмоции вживую. Но это дело определенно будущих десятилетий, поэтому забегать вперед настолько ещё рановато.
Ну а если посмотреть ближе, я думаю, что сейчас еще какое-то время у нас будет в головах история с пандемией. Но как только она исчезнет из повестки дня, как только она заместится чем-то другим, а я, к сожалению, должен констатировать, что, скорее всего, в ближайшее время она заместится перипетиями тяжелого экономического кризиса и глобальной депрессией, думать мы будем только об этом и как из всего этого выходить.
Поэтому очень многие вещи, которые сейчас обсуждают многочисленные футурологи, уйдут из повестки дня. Все они могут оказаться в очень удивленном состоянии, поскольку мир будет заниматься совершенно другими проблемами, а не виртуальными путешествиями в Таиланд.
Повторюсь, я не жду каких-то глобальных резких фундаментальных изменений, но изменения, безусловно будут. Они уже начались. Но это не значит, что через 2 года мы будем в другой парадигме спроса. А то, что мы будем в другой парадигме рыночного состояния, то, что во многих странах, возможно, останется по одной авиакомпании, или вообще ни одной, и мы можем оказаться в совершенно другом восприятии рынка и цен на уровне микроэкономики, а не каких-то там социальных макроэкономических тенденций, это более близкая и совсем не виртуальная реальность.
Расскажи нам о своём путешествии
Сообщение успешно отправлено! Нажми, чтобы отправить еще.
Рекомендуемые материалы

Все новости
Авиакомпания Red Wings с 31 марта запускает полетную программу из Уфы в Ереван
30.03.2023 16:15
Авиакомпания Nordstar выполнила первый рейс Норильск – Екатеринбург – Волгоград в 2023 году
30.03.2023 15:28
Аэрофлот выпустил коллекционную серию экологичных дорожных наборов в юбилейном дизайне
30.03.2023 15:23
Авиакомпания Qazaq Air приостановила рейсы из Новосибирска в Казахстан до конца апреля
30.03.2023 14:39
С 1 апреля изменятся условия пребывания на парковке аэропорта Новый Уренгой
30.03.2023 13:52
Shirak Avia выполнила свой первый рейс из Перми в Ереван
30.03.2023 13:27
Авиакомпания Nordwind открыла прямой рейс Красноярск - Бохтар (Таджикистан)
30.03.2023 13:16
Международный аэропорт Курумоч увеличил количество рейсов на направлении Самара – Душанбе
30.03.2023 11:09
Авиакомпания S7 возобновила рейсы по маршруту Иркутск – Петропавловск-Камчатский
30.03.2023 10:57
Аэропорт Владивосток и авиакомпания «Аэрофлот» приглашают пассажиров и гостей на «Тотальный диктант» - 2023
30.03.2023 10:51
Southwind Airlines и Pegasus Airlines назначены выполнять рейсы в Турцию из Новосибирска
29.03.2023 18:31
Авиакомпания Red Wings запустила рейсы из Махачкалы в Бишкек
29.03.2023 18:08
Пассажиропоток аэропорта Хибины в Мурманской области вырос на 30% в первом квартале 2023 года
29.03.2023 17:05
Пассажиры авиакомпании Smartavia могут купить билеты и оплатить услуги с помощью SberPay
29.03.2023 16:45
S7 Airlines открывает новое направление Архангельск – Москва
29.03.2023 16:39
Авиакомпания «Азимут» открыла полет из Сочи в узбекский Ургенч
29.03.2023 15:46
Во Владивостоке транспортные полицейские привлекли к административной ответственности авиапассажира
29.03.2023 15:37
В Красноярске в самолете задержали судимого дебошира
29.03.2023 14:24
Авиакомпания "Россия" со 2 июня снова начнет полеты из Минеральных Вод в Красноярск
29.03.2023 13:49
Авиакомпания UTair с июня начнет летать из Ханты-Мансийска в Горно-Алтайск и Минеральные Воды
29.03.2023 13:25
Выбран официальный оператор такси на территории аэропорта Новый Уренгой
29.03.2023 13:12
Авиакомпания Эмирейтс впервые открывает рейсы на A380 на Бали
29.03.2023 12:50
Авиакомпания Utair свяжет Тюмень с побережьем Эгейского моря
29.03.2023 12:46
Авиакомпания "Аэросервис" в апреле возобновит полеты в труднодоступные места Забайкалья
29.03.2023 11:36
Авиакомпания "Аврора" возобновила полеты из Владивостока в Пекин
29.03.2023 11:35