Путешествие в Грецию 2022
Путешествуем не нарушая правила ЕС
EXPLORER - перелет, отель и развлечения "в одном флаконе"
Субсидии распределены
Точка зрения
Уйдет ли с рынка деловой пассажир?
После COVID-19 на смену деловым поездкам и реальным встречам придет виртуальное общение
Коронавирус действительно заставил людей в разных уголках мира в корне изменить привычный уклад и темп жизни. И сейчас трудно представить себе отрасль, которой изменения коснулись бы больше, чем авиация. Пока самым эффективным средством противодействия пандемии признано ограничение передвижения людей по всему миру.
Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов:
Предположить что-то очень трудно. Есть совсем критические оценки и подходы, что дни авиации том виде, в котором мы ее знали, сочтены и что значительная часть спроса на путешествия будет замещена виртуальным общением. Бизнес также уйдет в виртуальное общение с точки зрения договоренностей и контрактов. И обучение станет виртуальным.
Безусловно, в какой-то степени это толчок к тому, чтобы сократить издержки на транспорт и уйти в возможность виртуального общения, будет дан. И это не какая-то новация. Этот процесс идет достаточно давно. Просто вирус вряд ли создаст что-то новое из того, что происходит сейчас на планете.
Вирус будет катализатором процессов, которые уже происходили. В той или иной степени он их ускорит. В этом отношении, безусловно, риски замещения живого общения виртуальным, и, соответственно, снижение спроса для авиакомпаний — это было бы глупо отрицать. Но в каком объеме это произойдет, сказать достаточно трудно.
Если это произойдет достаточно быстро, то здесь декларируемая уверенность в своей неуязвимости представителей лоукост-авиаперевозчиков в каком-то смысле верна. Это компании, которые в свое время разогнали сегмент ad hoc (прим. латинская фраза, означающая «специально для этого», «по особому случаю», в данном контексте «случайные, разовые поездки»), который раньше всегда считался пасынком.
Когда-то было замечательное исследование авиакомпании Lufthansa, которое четко давало раскладку: 60% — деловые пассажиры, 30% — туристы и 10% — это ad hoc. Вот на рынок пришли дискаунтеры, предложили низкие цены, и выяснилось, что пассажир готов летать вовсе не на деловые встречи, а если билет стоит дешево, то он готов летать просто так.
Соответственно, стал расти неорганизованный туризм. В этом отношении, если мы говорим о сокращении делового сегмента, на котором стоит бизнес мэйджоров (прим. крупных авиакомпаний), то у лоукоста картина более благоприятная, потому что это не его пассажир и от «виртуализации» нашей жизни их сегмент возможно меньше пострадает.
В то же время и сам тезис о том, что деловую встречу, можно заменить на виртуальное общение — это также дискуссионный момент. Мне кажется, есть очень много культур, с которыми этот вариант не пройдет. Скажем так, договориться по Skype с Китаем о поставках для европейца будет проблематично. Надо будет ехать и договариваться на месте. Однако тенденция есть и она выраженная.
Или когда мне говорят, что появится виртуальный туризм, который заместит реальный, я здесь с некоторой долей иронии, насколько она уместна в данном кризисе, сказал бы, что пока виртуальная поездка на Пхукет очень сильно проигрывает реальной. Очень сильно проигрывает. И маловероятно, что люди предпочтут виртуальный тур по пляжу в Таиланде возможности живой поездки.
С точки зрения туризма, эти ожидания на уход в виртуальную реальность сильно преждевременны до тех пор, пока виртуальная реальность не превратится уж в такую реальную, что станет что-то здорово замещать. И даже при этом большинство людей, у которых будут средства, предпочтут видеть и получать эмоции вживую. Но это дело определенно будущих десятилетий, поэтому забегать вперед настолько ещё рановато.
Ну а если посмотреть ближе, я думаю, что сейчас еще какое-то время у нас будет в головах история с пандемией. Но как только она исчезнет из повестки дня, как только она заместится чем-то другим, а я, к сожалению, должен констатировать, что, скорее всего, в ближайшее время она заместится перипетиями тяжелого экономического кризиса и глобальной депрессией, думать мы будем только об этом и как из всего этого выходить.
Поэтому очень многие вещи, которые сейчас обсуждают многочисленные футурологи, уйдут из повестки дня. Все они могут оказаться в очень удивленном состоянии, поскольку мир будет заниматься совершенно другими проблемами, а не виртуальными путешествиями в Таиланд.
Повторюсь, я не жду каких-то глобальных резких фундаментальных изменений, но изменения, безусловно будут. Они уже начались. Но это не значит, что через 2 года мы будем в другой парадигме спроса. А то, что мы будем в другой парадигме рыночного состояния, то, что во многих странах, возможно, останется по одной авиакомпании, или вообще ни одной, и мы можем оказаться в совершенно другом восприятии рынка и цен на уровне микроэкономики, а не каких-то там социальных макроэкономических тенденций, это более близкая и совсем не виртуальная реальность.
Расскажи нам о своём путешествии
Сообщение успешно отправлено! Нажми, чтобы отправить еще.
Рекомендуемые материалы

Все новости
Россия готова возобновить прямое авиасообщение с Доминиканой
30.06.2025 17:13
Субсидированных авиабилетов на калининградском направлении еще более 35 тыcяч
30.06.2025 16:07
Авиакомпания «РусЛайн» запускает рейсы по маршруту Ярославль – Пермь
30.06.2025 15:38
Авиакомпания Egypt Air планирует выполнить задержанный рейс из Москвы в Хургаду сегодня в 21:00 МСК
30.06.2025 13:12
Авиакомпания S7 Airlines возобновляет полеты из Новосибирска в Фергану
30.06.2025 12:12
Департамент транспорта Москвы выпустил "Тройки" к 20-летию компании "Аэроэкспресс"
30.06.2025 11:12
АТОР: российские туристы второй день не могут вылететь в Египет
30.06.2025 10:53
Авиакомпания Utair открывает рейсы из Москвы в Худжанд
30.06.2025 10:37
В аэропорту Новосибирска задерживается прилет семи рейсов
30.06.2025 10:28
Авиасообщение между Новосибирском и Мьянмой возобновят осенью
30.06.2025 09:54
Малайзия планирует открыть прямые рейсы в Казань, Екатеринбург и Санкт-Петербург
30.06.2025 09:54
Офис по туризму Малайзии заявил о возможном запуске прямых рейсов в Россию до конца года
30.06.2025 09:52
Авиакомпания Emirates продлила ограничение на полеты в Иран до 5 июля
30.06.2025 09:52
Аэропорт Измира временно приостановил работу из-за лесных пожаров
30.06.2025 09:51
Багаж пассажиров Turkish Airlines из Стамбула отправили в Москву другими рейсами
30.06.2025 09:49
Город Санья на Хайнане наладил прямое авиасообщение с Вьетнамом
30.06.2025 09:49
Посольство России в Каире предупредило о задержках рейсов авиакомпании Al Masria
30.06.2025 09:46
В аэропорт «Сухум» прибыл первый рейс из Ханты-Мансийска
30.06.2025 09:13
Авиакомпания S7 возобновит рейсы из Новосибирска в Дубай через воздушное пространство Ирана
27.06.2025 22:25
Парковка для мототранспорта появилась в аэропорту Домодедово
27.06.2025 16:02
Россия и Турция будут вместе решать проблемы своих туристов при взаимных поездках
27.06.2025 14:21
"Аэрофлот" планирует возобновить выполнение рейсов из Москвы в Тегеран после снятия ограничений
27.06.2025 13:56
Росавиация отменила запрет на полеты в воздушном пространстве Ирака, Ирана и Иордании
27.06.2025 13:06
Россия и Иран возобновили авиасообщение
27.06.2025 12:52
«Аэрофлот» с 1 июля запускает новую услугу бронирования для многодетных семей
27.06.2025 12:19