Путешествие в Грецию 2022
Путешествуем не нарушая правила ЕС
EXPLORER - перелет, отель и развлечения "в одном флаконе"
Субсидии распределены
Точка зрения
Уйдет ли с рынка деловой пассажир?
После COVID-19 на смену деловым поездкам и реальным встречам придет виртуальное общение
Коронавирус действительно заставил людей в разных уголках мира в корне изменить привычный уклад и темп жизни. И сейчас трудно представить себе отрасль, которой изменения коснулись бы больше, чем авиация. Пока самым эффективным средством противодействия пандемии признано ограничение передвижения людей по всему миру.
Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов:
Предположить что-то очень трудно. Есть совсем критические оценки и подходы, что дни авиации том виде, в котором мы ее знали, сочтены и что значительная часть спроса на путешествия будет замещена виртуальным общением. Бизнес также уйдет в виртуальное общение с точки зрения договоренностей и контрактов. И обучение станет виртуальным.
Безусловно, в какой-то степени это толчок к тому, чтобы сократить издержки на транспорт и уйти в возможность виртуального общения, будет дан. И это не какая-то новация. Этот процесс идет достаточно давно. Просто вирус вряд ли создаст что-то новое из того, что происходит сейчас на планете.
Вирус будет катализатором процессов, которые уже происходили. В той или иной степени он их ускорит. В этом отношении, безусловно, риски замещения живого общения виртуальным, и, соответственно, снижение спроса для авиакомпаний — это было бы глупо отрицать. Но в каком объеме это произойдет, сказать достаточно трудно.
Если это произойдет достаточно быстро, то здесь декларируемая уверенность в своей неуязвимости представителей лоукост-авиаперевозчиков в каком-то смысле верна. Это компании, которые в свое время разогнали сегмент ad hoc (прим. латинская фраза, означающая «специально для этого», «по особому случаю», в данном контексте «случайные, разовые поездки»), который раньше всегда считался пасынком.
Когда-то было замечательное исследование авиакомпании Lufthansa, которое четко давало раскладку: 60% — деловые пассажиры, 30% — туристы и 10% — это ad hoc. Вот на рынок пришли дискаунтеры, предложили низкие цены, и выяснилось, что пассажир готов летать вовсе не на деловые встречи, а если билет стоит дешево, то он готов летать просто так.
Соответственно, стал расти неорганизованный туризм. В этом отношении, если мы говорим о сокращении делового сегмента, на котором стоит бизнес мэйджоров (прим. крупных авиакомпаний), то у лоукоста картина более благоприятная, потому что это не его пассажир и от «виртуализации» нашей жизни их сегмент возможно меньше пострадает.
В то же время и сам тезис о том, что деловую встречу, можно заменить на виртуальное общение — это также дискуссионный момент. Мне кажется, есть очень много культур, с которыми этот вариант не пройдет. Скажем так, договориться по Skype с Китаем о поставках для европейца будет проблематично. Надо будет ехать и договариваться на месте. Однако тенденция есть и она выраженная.
Или когда мне говорят, что появится виртуальный туризм, который заместит реальный, я здесь с некоторой долей иронии, насколько она уместна в данном кризисе, сказал бы, что пока виртуальная поездка на Пхукет очень сильно проигрывает реальной. Очень сильно проигрывает. И маловероятно, что люди предпочтут виртуальный тур по пляжу в Таиланде возможности живой поездки.
С точки зрения туризма, эти ожидания на уход в виртуальную реальность сильно преждевременны до тех пор, пока виртуальная реальность не превратится уж в такую реальную, что станет что-то здорово замещать. И даже при этом большинство людей, у которых будут средства, предпочтут видеть и получать эмоции вживую. Но это дело определенно будущих десятилетий, поэтому забегать вперед настолько ещё рановато.
Ну а если посмотреть ближе, я думаю, что сейчас еще какое-то время у нас будет в головах история с пандемией. Но как только она исчезнет из повестки дня, как только она заместится чем-то другим, а я, к сожалению, должен констатировать, что, скорее всего, в ближайшее время она заместится перипетиями тяжелого экономического кризиса и глобальной депрессией, думать мы будем только об этом и как из всего этого выходить.
Поэтому очень многие вещи, которые сейчас обсуждают многочисленные футурологи, уйдут из повестки дня. Все они могут оказаться в очень удивленном состоянии, поскольку мир будет заниматься совершенно другими проблемами, а не виртуальными путешествиями в Таиланд.
Повторюсь, я не жду каких-то глобальных резких фундаментальных изменений, но изменения, безусловно будут. Они уже начались. Но это не значит, что через 2 года мы будем в другой парадигме спроса. А то, что мы будем в другой парадигме рыночного состояния, то, что во многих странах, возможно, останется по одной авиакомпании, или вообще ни одной, и мы можем оказаться в совершенно другом восприятии рынка и цен на уровне микроэкономики, а не каких-то там социальных макроэкономических тенденций, это более близкая и совсем не виртуальная реальность.
Расскажи нам о своём путешествии
Сообщение успешно отправлено! Нажми, чтобы отправить еще.
Рекомендуемые материалы
Все новости
Между Читой и Монголией может появиться авиасообщение
10.01.2025 18:00
Вылет семи рейсов авиакомпании "Ямал" из Салехарда перенесли из-за метеоусловий
10.01.2025 17:49
В аэропортах Пекина заработали стойки обслуживания иностранных туристов
10.01.2025 11:44
Самый длинный авиарейс в мире запустят в 2026 году
10.01.2025 11:41
В аэропорту Сургута массово задержали рейсы из-за снега
10.01.2025 10:50
Аэропорт Николаевска-на-Амуре продлил закрытие аэродрома до утра 11 января
10.01.2025 10:47
В аэропорту Домодедово открылся ресторан «Сыроварня»
09.01.2025 16:39
Росавиация одобрила открытие авиамаршрута между Костромой и Нижним Новгородом
09.01.2025 16:28
Авиакомпания Red Wings запускает рейсы из Екатеринбурга в Улан-Удэ
09.01.2025 16:23
В России введут норму обязательного размещения детей рядом с родителями в самолетах
09.01.2025 16:16
Аэропорт Николаевска-на-Амуре закрыт в связи с обледенением взлетно-посадочной полосы
09.01.2025 12:00
S7 Airlines расширила продажи льготных билетов на 2025 год
09.01.2025 11:14
Прилет девяти авиарейсов в аэропорт Новосибирска задерживается
09.01.2025 10:27
В аэропорту Уфы задержали более 15 рейсов из-за непогоды
09.01.2025 10:20
Flydubai продлила приостановку полетов в Сочи и Минводы до 22 января
09.01.2025 10:06
Авиакомпания AZAL решила приостановить рейсы Баку — Казань на неопределенное время
09.01.2025 10:04
Авиакомпания NordStar запускает услугу «Экспресс-почта NordStar» с доставкой до подъезда
09.01.2025 10:00
Авиакомпания Smartavia создала «Департамент добрых бортовых историй»
04.01.2025 22:20
6 тысяч человек встретили Новый Год на борту самолетов российских авиакомпаний
03.01.2025 19:43
Авиакомпания Flydubai приостановила полеты в Сочи и Минеральные Воды до 8 и 9 января
03.01.2025 13:31
Авиакомпания Flydubai с 3 января возобновит рейсы в аэропорт Минеральные Воды
02.01.2025 18:23
Российские авиакомпании начали перевозить детей с 50% скидками
02.01.2025 17:54
Аэровокзал «Южно-Сахалинск» усовершенствовал зимние сервисы к разгару горнолыжного сезона
02.01.2025 17:32
Авиакомпания Turkmenistan Airlines организует два альтернативных рейса из Москвы
30.12.2024 15:42
Авиакомпания El Al продлила прекращение полетов из Тель-Авива в Москву до конца марта
30.12.2024 15:39