Путешествие в Грецию 2022
Путешествуем не нарушая правила ЕС
EXPLORER - перелет, отель и развлечения "в одном флаконе"
Субсидии распределены
Точка зрения
Уйдет ли с рынка деловой пассажир?
После COVID-19 на смену деловым поездкам и реальным встречам придет виртуальное общение
Коронавирус действительно заставил людей в разных уголках мира в корне изменить привычный уклад и темп жизни. И сейчас трудно представить себе отрасль, которой изменения коснулись бы больше, чем авиация. Пока самым эффективным средством противодействия пандемии признано ограничение передвижения людей по всему миру.
Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов:
Предположить что-то очень трудно. Есть совсем критические оценки и подходы, что дни авиации том виде, в котором мы ее знали, сочтены и что значительная часть спроса на путешествия будет замещена виртуальным общением. Бизнес также уйдет в виртуальное общение с точки зрения договоренностей и контрактов. И обучение станет виртуальным.
Безусловно, в какой-то степени это толчок к тому, чтобы сократить издержки на транспорт и уйти в возможность виртуального общения, будет дан. И это не какая-то новация. Этот процесс идет достаточно давно. Просто вирус вряд ли создаст что-то новое из того, что происходит сейчас на планете.
Вирус будет катализатором процессов, которые уже происходили. В той или иной степени он их ускорит. В этом отношении, безусловно, риски замещения живого общения виртуальным, и, соответственно, снижение спроса для авиакомпаний — это было бы глупо отрицать. Но в каком объеме это произойдет, сказать достаточно трудно.
Если это произойдет достаточно быстро, то здесь декларируемая уверенность в своей неуязвимости представителей лоукост-авиаперевозчиков в каком-то смысле верна. Это компании, которые в свое время разогнали сегмент ad hoc (прим. латинская фраза, означающая «специально для этого», «по особому случаю», в данном контексте «случайные, разовые поездки»), который раньше всегда считался пасынком.
Когда-то было замечательное исследование авиакомпании Lufthansa, которое четко давало раскладку: 60% — деловые пассажиры, 30% — туристы и 10% — это ad hoc. Вот на рынок пришли дискаунтеры, предложили низкие цены, и выяснилось, что пассажир готов летать вовсе не на деловые встречи, а если билет стоит дешево, то он готов летать просто так.
Соответственно, стал расти неорганизованный туризм. В этом отношении, если мы говорим о сокращении делового сегмента, на котором стоит бизнес мэйджоров (прим. крупных авиакомпаний), то у лоукоста картина более благоприятная, потому что это не его пассажир и от «виртуализации» нашей жизни их сегмент возможно меньше пострадает.
В то же время и сам тезис о том, что деловую встречу, можно заменить на виртуальное общение — это также дискуссионный момент. Мне кажется, есть очень много культур, с которыми этот вариант не пройдет. Скажем так, договориться по Skype с Китаем о поставках для европейца будет проблематично. Надо будет ехать и договариваться на месте. Однако тенденция есть и она выраженная.
Или когда мне говорят, что появится виртуальный туризм, который заместит реальный, я здесь с некоторой долей иронии, насколько она уместна в данном кризисе, сказал бы, что пока виртуальная поездка на Пхукет очень сильно проигрывает реальной. Очень сильно проигрывает. И маловероятно, что люди предпочтут виртуальный тур по пляжу в Таиланде возможности живой поездки.
С точки зрения туризма, эти ожидания на уход в виртуальную реальность сильно преждевременны до тех пор, пока виртуальная реальность не превратится уж в такую реальную, что станет что-то здорово замещать. И даже при этом большинство людей, у которых будут средства, предпочтут видеть и получать эмоции вживую. Но это дело определенно будущих десятилетий, поэтому забегать вперед настолько ещё рановато.
Ну а если посмотреть ближе, я думаю, что сейчас еще какое-то время у нас будет в головах история с пандемией. Но как только она исчезнет из повестки дня, как только она заместится чем-то другим, а я, к сожалению, должен констатировать, что, скорее всего, в ближайшее время она заместится перипетиями тяжелого экономического кризиса и глобальной депрессией, думать мы будем только об этом и как из всего этого выходить.
Поэтому очень многие вещи, которые сейчас обсуждают многочисленные футурологи, уйдут из повестки дня. Все они могут оказаться в очень удивленном состоянии, поскольку мир будет заниматься совершенно другими проблемами, а не виртуальными путешествиями в Таиланд.
Повторюсь, я не жду каких-то глобальных резких фундаментальных изменений, но изменения, безусловно будут. Они уже начались. Но это не значит, что через 2 года мы будем в другой парадигме спроса. А то, что мы будем в другой парадигме рыночного состояния, то, что во многих странах, возможно, останется по одной авиакомпании, или вообще ни одной, и мы можем оказаться в совершенно другом восприятии рынка и цен на уровне микроэкономики, а не каких-то там социальных макроэкономических тенденций, это более близкая и совсем не виртуальная реальность.
Расскажи нам о своём путешествии
Сообщение успешно отправлено! Нажми, чтобы отправить еще.
Рекомендуемые материалы
Все новости
S7 Airlines запускает осеннюю распродажу авиабилетов со скидкой до 50%
11.09.2024 10:12
Открыта продажа билетов на прямые рейсы из Красноярска в города Китая
11.09.2024 10:05
Аэропорт "Жуковский" возобновил штатную работу
10.09.2024 23:18
Пулково запускает бесплатный ночной шаттл с парковки P0 до терминала
10.09.2024 17:30
Пассажирам задержанных в Жуковском рейсов предложили трансфер до других аэропортов и гостиниц
10.09.2024 17:27
Движение автобуса №1 в Ставрополе свяжут с расписанием авиарейсов
10.09.2024 17:24
Принятые самарским аэропортом "Курумоч" рейсы отправлены в аэропорты назначения
10.09.2024 11:24
В аэропорту Сочи зафиксировали задержку пяти рейсов из Москвы
10.09.2024 10:40
"Уральские авиалинии" сообщили о задержке вылета около десятка рейсов в Москву
10.09.2024 10:06
Аэропорт Нижнего Новгорода принял 11 следовавших в Москву авиарейсов, аэропорт Самары – пять
10.09.2024 10:01
Аэропорты Внуково, Домодедово, Жуковский и Казань приостанавливали работу
10.09.2024 09:57
Более 200 российских туристов не могут вылететь с китайского Хайнаня после тайфуна
09.09.2024 13:31
Международный аэропорт Владивосток разыгрывает билеты на бесплатный авиаперелет
09.09.2024 10:20
Авиакомпания Nouvelair Tunisie возобновила полетную программу в аэропорт Внуково
09.09.2024 10:05
В Аргентине более 15 тыс. пассажиров пострадали из-за забастовки пилотов Aerolineas Argentinas
06.09.2024 17:28
Татарстан и Саудовскую Аравию может связать прямой авиарейс
06.09.2024 16:22
Двух краснокнижных соколов-кречетов оставили граждане Саудовской Аравии на Шереметьевской таможне
06.09.2024 15:51
Авиакомпания Air China приступила к выполнению полетов из Урумчи в Москву
06.09.2024 15:19
Открывший дверь самолета в полете мужчина выплатит компенсацию в $547 тыс.
06.09.2024 14:55
Myanmar Airways возобновит полеты между Мьянмой и Россией 9 октября
06.09.2024 14:37
Авиакомпания "Белавиа" запускает новую услугу FAST TRACK в аэропорту Минска
06.09.2024 13:36
Из Пулково увеличилось количество рейсов в Египет
06.09.2024 13:25
Инвалид подал в суд на авиакомпанию «Россия» за отказ везти батарею от коляски
06.09.2024 11:42
Авиакомпания «Аэрофлот» вводит мороженое в классах Эконом и Комфорт
06.09.2024 10:04
Авиакомпания Air India предложит пассажирам Wi-Fi на своих рейсах
05.09.2024 17:54