Путешествие в Грецию 2022
Путешествуем не нарушая правила ЕС
EXPLORER - перелет, отель и развлечения "в одном флаконе"
Субсидии распределены
Точка зрения
Уйдет ли с рынка деловой пассажир?
После COVID-19 на смену деловым поездкам и реальным встречам придет виртуальное общение
Коронавирус действительно заставил людей в разных уголках мира в корне изменить привычный уклад и темп жизни. И сейчас трудно представить себе отрасль, которой изменения коснулись бы больше, чем авиация. Пока самым эффективным средством противодействия пандемии признано ограничение передвижения людей по всему миру.
Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов:
Предположить что-то очень трудно. Есть совсем критические оценки и подходы, что дни авиации том виде, в котором мы ее знали, сочтены и что значительная часть спроса на путешествия будет замещена виртуальным общением. Бизнес также уйдет в виртуальное общение с точки зрения договоренностей и контрактов. И обучение станет виртуальным.
Безусловно, в какой-то степени это толчок к тому, чтобы сократить издержки на транспорт и уйти в возможность виртуального общения, будет дан. И это не какая-то новация. Этот процесс идет достаточно давно. Просто вирус вряд ли создаст что-то новое из того, что происходит сейчас на планете.
Вирус будет катализатором процессов, которые уже происходили. В той или иной степени он их ускорит. В этом отношении, безусловно, риски замещения живого общения виртуальным, и, соответственно, снижение спроса для авиакомпаний — это было бы глупо отрицать. Но в каком объеме это произойдет, сказать достаточно трудно.
Если это произойдет достаточно быстро, то здесь декларируемая уверенность в своей неуязвимости представителей лоукост-авиаперевозчиков в каком-то смысле верна. Это компании, которые в свое время разогнали сегмент ad hoc (прим. латинская фраза, означающая «специально для этого», «по особому случаю», в данном контексте «случайные, разовые поездки»), который раньше всегда считался пасынком.
Когда-то было замечательное исследование авиакомпании Lufthansa, которое четко давало раскладку: 60% — деловые пассажиры, 30% — туристы и 10% — это ad hoc. Вот на рынок пришли дискаунтеры, предложили низкие цены, и выяснилось, что пассажир готов летать вовсе не на деловые встречи, а если билет стоит дешево, то он готов летать просто так.
Соответственно, стал расти неорганизованный туризм. В этом отношении, если мы говорим о сокращении делового сегмента, на котором стоит бизнес мэйджоров (прим. крупных авиакомпаний), то у лоукоста картина более благоприятная, потому что это не его пассажир и от «виртуализации» нашей жизни их сегмент возможно меньше пострадает.
В то же время и сам тезис о том, что деловую встречу, можно заменить на виртуальное общение — это также дискуссионный момент. Мне кажется, есть очень много культур, с которыми этот вариант не пройдет. Скажем так, договориться по Skype с Китаем о поставках для европейца будет проблематично. Надо будет ехать и договариваться на месте. Однако тенденция есть и она выраженная.
Или когда мне говорят, что появится виртуальный туризм, который заместит реальный, я здесь с некоторой долей иронии, насколько она уместна в данном кризисе, сказал бы, что пока виртуальная поездка на Пхукет очень сильно проигрывает реальной. Очень сильно проигрывает. И маловероятно, что люди предпочтут виртуальный тур по пляжу в Таиланде возможности живой поездки.
С точки зрения туризма, эти ожидания на уход в виртуальную реальность сильно преждевременны до тех пор, пока виртуальная реальность не превратится уж в такую реальную, что станет что-то здорово замещать. И даже при этом большинство людей, у которых будут средства, предпочтут видеть и получать эмоции вживую. Но это дело определенно будущих десятилетий, поэтому забегать вперед настолько ещё рановато.
Ну а если посмотреть ближе, я думаю, что сейчас еще какое-то время у нас будет в головах история с пандемией. Но как только она исчезнет из повестки дня, как только она заместится чем-то другим, а я, к сожалению, должен констатировать, что, скорее всего, в ближайшее время она заместится перипетиями тяжелого экономического кризиса и глобальной депрессией, думать мы будем только об этом и как из всего этого выходить.
Поэтому очень многие вещи, которые сейчас обсуждают многочисленные футурологи, уйдут из повестки дня. Все они могут оказаться в очень удивленном состоянии, поскольку мир будет заниматься совершенно другими проблемами, а не виртуальными путешествиями в Таиланд.
Повторюсь, я не жду каких-то глобальных резких фундаментальных изменений, но изменения, безусловно будут. Они уже начались. Но это не значит, что через 2 года мы будем в другой парадигме спроса. А то, что мы будем в другой парадигме рыночного состояния, то, что во многих странах, возможно, останется по одной авиакомпании, или вообще ни одной, и мы можем оказаться в совершенно другом восприятии рынка и цен на уровне микроэкономики, а не каких-то там социальных макроэкономических тенденций, это более близкая и совсем не виртуальная реальность.
Расскажи нам о своём путешествии
Сообщение успешно отправлено! Нажми, чтобы отправить еще.
Рекомендуемые материалы
Все новости
Питьевые фонтанчики появились в аэропорту Толмачево
24.10.2025 14:45
Авиакомпания S7 Airlines приступает к ежедневному выполнению рейсов из Москвы в Дубай
24.10.2025 13:59
В Омск прибыли восемь рейсов, задержанных из-за тумана
24.10.2025 12:55
В аэропорту Ставрополь установили питьевой фонтанчик
24.10.2025 12:27
Alaska Airlines отменила и задержала десятки рейсов из-за сбоя
24.10.2025 11:04
Прямые авиарейсы между Минском и Петрозаводском запустят в мае
24.10.2025 10:55
Один рейс отменен и четыре задерживаются в аэропорту Новокузнецка
24.10.2025 10:44
Туман стал причиной задержки девяти рейсов в аэропорту Омска
24.10.2025 10:41
Саратовский аэропорт «Гагарин» переходит на зимнее расписание
24.10.2025 10:31
Международный аэропорт Владивосток переходит на зимнее расписание
24.10.2025 10:14
Аэропорт Елизово переходит на осенне-зимнее расписание
24.10.2025 10:07
S7 может отменить рейс Якутск – Владивосток в случае изменения работы аэропорта Якутска
23.10.2025 15:27
Авиакомпания Red Wings открыла продажи на рейсы из Екатеринбурга в Горно-Алтайск и Томск на 2026 год
23.10.2025 11:22
Прямые авиарейсы между Россией и Малайзией планируют запустить в 2025 году
23.10.2025 10:44
Аэропорт Владивосток расширяет сеть международных маршрутов рейсом в Бухару
23.10.2025 09:37
В Омск прибыли почти все рейсы, задержанные из-за сильного тумана
22.10.2025 17:10
Дополнительная проверка самолета стала причиной задержки рейса Москва – Хургада
22.10.2025 16:48
В аэропорту Новый Уренгой установили киоск самостоятельной регистрации пассажиров и багажа
22.10.2025 13:08
Алжир рассматривает вопрос увеличения потока российских туристов
22.10.2025 12:09
«Аэрофлот» открыл продажу билетов на рейсы авиакомпании «Аврора» из Хабаровска и Владивостока
22.10.2025 12:02
Контрабанду драгоценных камней на 15 млн рублей пресекли домодедовские таможенники
22.10.2025 11:35
Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun
22.10.2025 10:16
Ряд рейсов задерживаются в аэропорту Омска из-за тумана
22.10.2025 10:13
Прямые рейсы из Екатеринбурга в Аланью планируют запустить весной
21.10.2025 17:41
Авиакомпания Emirates возобновляет полеты на Мадагаскар
21.10.2025 16:51










