Точка зрения
Уйдет ли с рынка деловой пассажир?
После COVID-19 на смену деловым поездкам и реальным встречам придет виртуальное общение
Коронавирус действительно заставил людей в разных уголках мира в корне изменить привычный уклад и темп жизни. И сейчас трудно представить себе отрасль, которой изменения коснулись бы больше, чем авиация. Пока самым эффективным средством противодействия пандемии признано ограничение передвижения людей по всему миру.
Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов:
Предположить что-то очень трудно. Есть совсем критические оценки и подходы, что дни авиации том виде, в котором мы ее знали, сочтены и что значительная часть спроса на путешествия будет замещена виртуальным общением. Бизнес также уйдет в виртуальное общение с точки зрения договоренностей и контрактов. И обучение станет виртуальным.
Безусловно, в какой-то степени это толчок к тому, чтобы сократить издержки на транспорт и уйти в возможность виртуального общения, будет дан. И это не какая-то новация. Этот процесс идет достаточно давно. Просто вирус вряд ли создаст что-то новое из того, что происходит сейчас на планете.
Вирус будет катализатором процессов, которые уже происходили. В той или иной степени он их ускорит. В этом отношении, безусловно, риски замещения живого общения виртуальным, и, соответственно, снижение спроса для авиакомпаний — это было бы глупо отрицать. Но в каком объеме это произойдет, сказать достаточно трудно.
Если это произойдет достаточно быстро, то здесь декларируемая уверенность в своей неуязвимости представителей лоукост-авиаперевозчиков в каком-то смысле верна. Это компании, которые в свое время разогнали сегмент ad hoc (прим. латинская фраза, означающая «специально для этого», «по особому случаю», в данном контексте «случайные, разовые поездки»), который раньше всегда считался пасынком.
Когда-то было замечательное исследование авиакомпании Lufthansa, которое четко давало раскладку: 60% — деловые пассажиры, 30% — туристы и 10% — это ad hoc. Вот на рынок пришли дискаунтеры, предложили низкие цены, и выяснилось, что пассажир готов летать вовсе не на деловые встречи, а если билет стоит дешево, то он готов летать просто так.
Соответственно, стал расти неорганизованный туризм. В этом отношении, если мы говорим о сокращении делового сегмента, на котором стоит бизнес мэйджоров (прим. крупных авиакомпаний), то у лоукоста картина более благоприятная, потому что это не его пассажир и от «виртуализации» нашей жизни их сегмент возможно меньше пострадает.
В то же время и сам тезис о том, что деловую встречу, можно заменить на виртуальное общение — это также дискуссионный момент. Мне кажется, есть очень много культур, с которыми этот вариант не пройдет. Скажем так, договориться по Skype с Китаем о поставках для европейца будет проблематично. Надо будет ехать и договариваться на месте. Однако тенденция есть и она выраженная.
Или когда мне говорят, что появится виртуальный туризм, который заместит реальный, я здесь с некоторой долей иронии, насколько она уместна в данном кризисе, сказал бы, что пока виртуальная поездка на Пхукет очень сильно проигрывает реальной. Очень сильно проигрывает. И маловероятно, что люди предпочтут виртуальный тур по пляжу в Таиланде возможности живой поездки.
С точки зрения туризма, эти ожидания на уход в виртуальную реальность сильно преждевременны до тех пор, пока виртуальная реальность не превратится уж в такую реальную, что станет что-то здорово замещать. И даже при этом большинство людей, у которых будут средства, предпочтут видеть и получать эмоции вживую. Но это дело определенно будущих десятилетий, поэтому забегать вперед настолько ещё рановато.
Ну а если посмотреть ближе, я думаю, что сейчас еще какое-то время у нас будет в головах история с пандемией. Но как только она исчезнет из повестки дня, как только она заместится чем-то другим, а я, к сожалению, должен констатировать, что, скорее всего, в ближайшее время она заместится перипетиями тяжелого экономического кризиса и глобальной депрессией, думать мы будем только об этом и как из всего этого выходить.
Поэтому очень многие вещи, которые сейчас обсуждают многочисленные футурологи, уйдут из повестки дня. Все они могут оказаться в очень удивленном состоянии, поскольку мир будет заниматься совершенно другими проблемами, а не виртуальными путешествиями в Таиланд.
Повторюсь, я не жду каких-то глобальных резких фундаментальных изменений, но изменения, безусловно будут. Они уже начались. Но это не значит, что через 2 года мы будем в другой парадигме спроса. А то, что мы будем в другой парадигме рыночного состояния, то, что во многих странах, возможно, останется по одной авиакомпании, или вообще ни одной, и мы можем оказаться в совершенно другом восприятии рынка и цен на уровне микроэкономики, а не каких-то там социальных макроэкономических тенденций, это более близкая и совсем не виртуальная реальность.
Расскажи нам о своём путешествии
Сообщение успешно отправлено! Нажми, чтобы отправить еще.
Рекомендуемые материалы
Рекомендуемые материалы

Светлее, но не очень
UNWTO не прогнозирует существенного улучшения ситуации в мировой туриндустрии

За «Спутником V»
Первый прививочный рейс из ЕС прибудет в Россию 6 апреля

Турецкая угроза
Туров по России с кешбэком не хватит на всех желающих
Новости
S7 Airlines оформит полный возврат денежных средств за отмененные рейсы в Турцию
13.04.2021 17:52
Франция приостанавливает авиасообщение с Бразилией из-за ухудшения эпидситуации
13.04.2021 17:17
Utair обещает вернуть деньги или обменять билеты на рейсы в Стамбул и на Занзибар
13.04.2021 15:45
В посольстве России заявили, что Катар остается закрытым для российских туристов
13.04.2021 15:39
Из Иркутска запустят авиарейс в таджикистанский Куляб
13.04.2021 15:24
Аэрофлот открывает рейсы в Горно-Алтайск
13.04.2021 15:06
В Кутаиси запустят авиарейсы из трех городов Казахстана
13.04.2021 15:03
Израиль с мая разрешит въезд вакцинированным иностранным туристам
13.04.2021 14:58
Авиакомпания Azur Air приостанавливает рейсы в Турцию и Танзанию
13.04.2021 14:24
Авиакомпания Utair приостановит рейсы в Турцию и Танзанию с 15 апреля
13.04.2021 14:18
Росавиация официально уведомила авиакомпании об ограничении авиасообщения с Турцией
13.04.2021 13:53
Геннадий Онищенко считает, что авиасообщение с Турцией нужно остановить на все лето
13.04.2021 12:53
Власти Ирана ввели запрет на поездки в 39 стран
13.04.2021 12:39
Из Певека в Москву запустят два дополнительных рейса в мае и июне
13.04.2021 12:29
Китайский Ухань открыл 11 новых авиамаршрутов
13.04.2021 12:10
В Барселоне рассказали об открытии границ для российских туристов
13.04.2021 11:43
Албания возобновила авиасообщение с Великобританией
13.04.2021 11:31
Турция выбывает
13.04.2021 11:24
Нью-Йорк отменил требование для прибывающих из-за рубежа соблюдать карантин
13.04.2021 11:23
S7 Airlines открыла продажу на прямые рейсы из Москвы в Касабланку
13.04.2021 11:10
Utair запускает рейс из Краснодара в Астрахань
13.04.2021 10:48
Лыжные палки, гаражный ключ, термос и роман Булгакова оставили пассажиры "Аэроэкспресс" в поездах компании
13.04.2021 10:45
"Аэрофлот" предложит пассажирам специальные условия возврата билетов в Турцию
13.04.2021 10:38
"Уральские авиалинии" вернут деньги за отмененные рейсы в Турцию
13.04.2021 10:35
S7 Airlines приостановит выполнение регулярных рейсов в Турцию
13.04.2021 10:32