Путешествие в Грецию 2022
Путешествуем не нарушая правила ЕС
EXPLORER - перелет, отель и развлечения "в одном флаконе"
Субсидии распределены
Точка зрения
Уйдет ли с рынка деловой пассажир?
После COVID-19 на смену деловым поездкам и реальным встречам придет виртуальное общение
Коронавирус действительно заставил людей в разных уголках мира в корне изменить привычный уклад и темп жизни. И сейчас трудно представить себе отрасль, которой изменения коснулись бы больше, чем авиация. Пока самым эффективным средством противодействия пандемии признано ограничение передвижения людей по всему миру.
Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов:
Предположить что-то очень трудно. Есть совсем критические оценки и подходы, что дни авиации том виде, в котором мы ее знали, сочтены и что значительная часть спроса на путешествия будет замещена виртуальным общением. Бизнес также уйдет в виртуальное общение с точки зрения договоренностей и контрактов. И обучение станет виртуальным.
Безусловно, в какой-то степени это толчок к тому, чтобы сократить издержки на транспорт и уйти в возможность виртуального общения, будет дан. И это не какая-то новация. Этот процесс идет достаточно давно. Просто вирус вряд ли создаст что-то новое из того, что происходит сейчас на планете.
Вирус будет катализатором процессов, которые уже происходили. В той или иной степени он их ускорит. В этом отношении, безусловно, риски замещения живого общения виртуальным, и, соответственно, снижение спроса для авиакомпаний — это было бы глупо отрицать. Но в каком объеме это произойдет, сказать достаточно трудно.
Если это произойдет достаточно быстро, то здесь декларируемая уверенность в своей неуязвимости представителей лоукост-авиаперевозчиков в каком-то смысле верна. Это компании, которые в свое время разогнали сегмент ad hoc (прим. латинская фраза, означающая «специально для этого», «по особому случаю», в данном контексте «случайные, разовые поездки»), который раньше всегда считался пасынком.
Когда-то было замечательное исследование авиакомпании Lufthansa, которое четко давало раскладку: 60% — деловые пассажиры, 30% — туристы и 10% — это ad hoc. Вот на рынок пришли дискаунтеры, предложили низкие цены, и выяснилось, что пассажир готов летать вовсе не на деловые встречи, а если билет стоит дешево, то он готов летать просто так.
Соответственно, стал расти неорганизованный туризм. В этом отношении, если мы говорим о сокращении делового сегмента, на котором стоит бизнес мэйджоров (прим. крупных авиакомпаний), то у лоукоста картина более благоприятная, потому что это не его пассажир и от «виртуализации» нашей жизни их сегмент возможно меньше пострадает.
В то же время и сам тезис о том, что деловую встречу, можно заменить на виртуальное общение — это также дискуссионный момент. Мне кажется, есть очень много культур, с которыми этот вариант не пройдет. Скажем так, договориться по Skype с Китаем о поставках для европейца будет проблематично. Надо будет ехать и договариваться на месте. Однако тенденция есть и она выраженная.
Или когда мне говорят, что появится виртуальный туризм, который заместит реальный, я здесь с некоторой долей иронии, насколько она уместна в данном кризисе, сказал бы, что пока виртуальная поездка на Пхукет очень сильно проигрывает реальной. Очень сильно проигрывает. И маловероятно, что люди предпочтут виртуальный тур по пляжу в Таиланде возможности живой поездки.
С точки зрения туризма, эти ожидания на уход в виртуальную реальность сильно преждевременны до тех пор, пока виртуальная реальность не превратится уж в такую реальную, что станет что-то здорово замещать. И даже при этом большинство людей, у которых будут средства, предпочтут видеть и получать эмоции вживую. Но это дело определенно будущих десятилетий, поэтому забегать вперед настолько ещё рановато.
Ну а если посмотреть ближе, я думаю, что сейчас еще какое-то время у нас будет в головах история с пандемией. Но как только она исчезнет из повестки дня, как только она заместится чем-то другим, а я, к сожалению, должен констатировать, что, скорее всего, в ближайшее время она заместится перипетиями тяжелого экономического кризиса и глобальной депрессией, думать мы будем только об этом и как из всего этого выходить.
Поэтому очень многие вещи, которые сейчас обсуждают многочисленные футурологи, уйдут из повестки дня. Все они могут оказаться в очень удивленном состоянии, поскольку мир будет заниматься совершенно другими проблемами, а не виртуальными путешествиями в Таиланд.
Повторюсь, я не жду каких-то глобальных резких фундаментальных изменений, но изменения, безусловно будут. Они уже начались. Но это не значит, что через 2 года мы будем в другой парадигме спроса. А то, что мы будем в другой парадигме рыночного состояния, то, что во многих странах, возможно, останется по одной авиакомпании, или вообще ни одной, и мы можем оказаться в совершенно другом восприятии рынка и цен на уровне микроэкономики, а не каких-то там социальных макроэкономических тенденций, это более близкая и совсем не виртуальная реальность.
Расскажи нам о своём путешествии
Сообщение успешно отправлено! Нажми, чтобы отправить еще.
Рекомендуемые материалы
Все новости
Авиакомпания "РусЛайн" открывает новый рейс Нарьян-Мар - Мурманск - Архангельск
07.07.2022 15:35
Nordwind в июле запускает рейсы из Перми в Душанбе и 8 городов России
07.07.2022 15:06
Utair ввел дополнительные рейсы из Уфы в Нижневартовск и Новый Уренгой
07.07.2022 12:16
Аэрофлот вводит дополнительный ежедневный рейс из Москвы в Ташкент
07.07.2022 10:27
Авиакомпания "Аврора" продолжает выполнять рейсы из Хабаровска в Мирный
07.07.2022 10:18
Пассажирам аэропорта Домодедово доступна новая программа лояльности Grey Wall Pass
06.07.2022 15:39
Nordwind открывает рейсы из Саранска в Москву, Санкт-Петербург и Сочи
06.07.2022 14:42
Новый рейс в Томск из Международного аэропорта "Казань" встретили водной аркой
06.07.2022 14:34
Авиакомпания Turkish Airlines прекратила полёты из Екатеринбурга
06.07.2022 14:22
Президент Шри-Ланки попросил Владимира Путина возобновить рейсы "Аэрофлота"
06.07.2022 13:37
Utair с 3 августа запускает рейс из Махачкалы в Нальчик
06.07.2022 12:47
Полиция задержала авиадебошира в аэропорту Новосибирска
06.07.2022 12:08
Во Внуково задержали гражданина США с психотропными препаратами
06.07.2022 12:03
Аэрофлот возобновляет рейсы на турецкие курорты Бодрум и Даламан
06.07.2022 10:08
Возобновлены регулярные авиарейсы между Китаем и Кыргызстаном
06.07.2022 09:44
Red Wings с середины июля начнет летать из Казани в Нур-Султан
06.07.2022 09:32
"Азимут" с 8 июля начнет летать между Москвой и Петербургом
05.07.2022 12:15
Новинка от фабрики бортового питания аэропорта Домодедово уже в онлайн-магазине
05.07.2022 12:01
Utair открывает международные рейсы из Санкт-Петербурга
05.07.2022 11:37
Число авиарейсов из России в Китай вырастет до восьми в неделю
05.07.2022 11:16
Режим временного ограничения полетов в аэропорты юга и центральной части России продлен до 12 июля
05.07.2022 11:08
"Азимут" запускает с 8 июля рейс Уфа - Нур-Султан
05.07.2022 11:05
"Аэрофлот" увеличивает число рейсов между Москвой и Петербургом до 30 в день
05.07.2022 10:39
S7 Airlines запускает рейсы из Новосибирска в Орск
05.07.2022 10:35
Аэрофлот будет выполнять рейс из Москвы в Красноярск на Airbus A350
05.07.2022 10:21