Путешествие в Грецию 2022
Путешествуем не нарушая правила ЕС
EXPLORER - перелет, отель и развлечения "в одном флаконе"
Субсидии распределены
Точка зрения
Уйдет ли с рынка деловой пассажир?
После COVID-19 на смену деловым поездкам и реальным встречам придет виртуальное общение
Коронавирус действительно заставил людей в разных уголках мира в корне изменить привычный уклад и темп жизни. И сейчас трудно представить себе отрасль, которой изменения коснулись бы больше, чем авиация. Пока самым эффективным средством противодействия пандемии признано ограничение передвижения людей по всему миру.
Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов:
Предположить что-то очень трудно. Есть совсем критические оценки и подходы, что дни авиации том виде, в котором мы ее знали, сочтены и что значительная часть спроса на путешествия будет замещена виртуальным общением. Бизнес также уйдет в виртуальное общение с точки зрения договоренностей и контрактов. И обучение станет виртуальным.
Безусловно, в какой-то степени это толчок к тому, чтобы сократить издержки на транспорт и уйти в возможность виртуального общения, будет дан. И это не какая-то новация. Этот процесс идет достаточно давно. Просто вирус вряд ли создаст что-то новое из того, что происходит сейчас на планете.
Вирус будет катализатором процессов, которые уже происходили. В той или иной степени он их ускорит. В этом отношении, безусловно, риски замещения живого общения виртуальным, и, соответственно, снижение спроса для авиакомпаний — это было бы глупо отрицать. Но в каком объеме это произойдет, сказать достаточно трудно.
Если это произойдет достаточно быстро, то здесь декларируемая уверенность в своей неуязвимости представителей лоукост-авиаперевозчиков в каком-то смысле верна. Это компании, которые в свое время разогнали сегмент ad hoc (прим. латинская фраза, означающая «специально для этого», «по особому случаю», в данном контексте «случайные, разовые поездки»), который раньше всегда считался пасынком.
Когда-то было замечательное исследование авиакомпании Lufthansa, которое четко давало раскладку: 60% — деловые пассажиры, 30% — туристы и 10% — это ad hoc. Вот на рынок пришли дискаунтеры, предложили низкие цены, и выяснилось, что пассажир готов летать вовсе не на деловые встречи, а если билет стоит дешево, то он готов летать просто так.
Соответственно, стал расти неорганизованный туризм. В этом отношении, если мы говорим о сокращении делового сегмента, на котором стоит бизнес мэйджоров (прим. крупных авиакомпаний), то у лоукоста картина более благоприятная, потому что это не его пассажир и от «виртуализации» нашей жизни их сегмент возможно меньше пострадает.
В то же время и сам тезис о том, что деловую встречу, можно заменить на виртуальное общение — это также дискуссионный момент. Мне кажется, есть очень много культур, с которыми этот вариант не пройдет. Скажем так, договориться по Skype с Китаем о поставках для европейца будет проблематично. Надо будет ехать и договариваться на месте. Однако тенденция есть и она выраженная.
Или когда мне говорят, что появится виртуальный туризм, который заместит реальный, я здесь с некоторой долей иронии, насколько она уместна в данном кризисе, сказал бы, что пока виртуальная поездка на Пхукет очень сильно проигрывает реальной. Очень сильно проигрывает. И маловероятно, что люди предпочтут виртуальный тур по пляжу в Таиланде возможности живой поездки.
С точки зрения туризма, эти ожидания на уход в виртуальную реальность сильно преждевременны до тех пор, пока виртуальная реальность не превратится уж в такую реальную, что станет что-то здорово замещать. И даже при этом большинство людей, у которых будут средства, предпочтут видеть и получать эмоции вживую. Но это дело определенно будущих десятилетий, поэтому забегать вперед настолько ещё рановато.
Ну а если посмотреть ближе, я думаю, что сейчас еще какое-то время у нас будет в головах история с пандемией. Но как только она исчезнет из повестки дня, как только она заместится чем-то другим, а я, к сожалению, должен констатировать, что, скорее всего, в ближайшее время она заместится перипетиями тяжелого экономического кризиса и глобальной депрессией, думать мы будем только об этом и как из всего этого выходить.
Поэтому очень многие вещи, которые сейчас обсуждают многочисленные футурологи, уйдут из повестки дня. Все они могут оказаться в очень удивленном состоянии, поскольку мир будет заниматься совершенно другими проблемами, а не виртуальными путешествиями в Таиланд.
Повторюсь, я не жду каких-то глобальных резких фундаментальных изменений, но изменения, безусловно будут. Они уже начались. Но это не значит, что через 2 года мы будем в другой парадигме спроса. А то, что мы будем в другой парадигме рыночного состояния, то, что во многих странах, возможно, останется по одной авиакомпании, или вообще ни одной, и мы можем оказаться в совершенно другом восприятии рынка и цен на уровне микроэкономики, а не каких-то там социальных макроэкономических тенденций, это более близкая и совсем не виртуальная реальность.
Расскажи нам о своём путешествии
Сообщение успешно отправлено! Нажми, чтобы отправить еще.
Рекомендуемые материалы
Все новости
Авиакомпания "Азимут" выполнит первый возобновленный рейс Краснодар — Тель-Авив 10 декабря
09.12.2025 13:14
Беларусь рассчитывает в 2026 году подписать межправительственное соглашение с Таиландом о воздушном сообщении
09.12.2025 12:27
Югра в 2026 году сохранит количество субсидированных авиарейсов
08.12.2025 16:07
На Ямале для всех школьников введут льготные авиабилеты
08.12.2025 13:17
Многие авиакомпании мира могут отменить рейсы вечером 31 декабря
08.12.2025 13:11
Авиакомпания «Белавиа» вводит новую услугу «Дополнительное питание»
08.12.2025 11:21
«Аэрофлот» увеличивает частоту рейсов на Бали в новогодние праздники
08.12.2025 11:15
Прямые рейсы из Владивостока в Макао будут выполнять три раза в неделю
08.12.2025 10:36
Прокуратура проверяет задержки рейсов из Екатеринбурга в Египет
08.12.2025 10:12
Три авиакомпании Китая продлили период бесплатного возврата билетов в Японию
05.12.2025 17:37
Авиакомпания Utair открыла рейсы в Краснодар из Санкт-Петербурга
05.12.2025 15:11
РСТ: Спрос на турпоездки в Индию вырастет на 25-30% после введения безвиза
05.12.2025 14:13
В феврале 2026 года авиакомпания Arkia свяжет Минск и Тель-Авив
05.12.2025 13:48
Аэровокзал Южно-Сахалинска намерен запустить рейсы в Китай
05.12.2025 12:20
Авиакомпания "Белавиа" возобновляет рейсы из Минска в Тель-Авив
05.12.2025 11:46
Спрос среди китайцев на авиабилеты в Россию вырос в разы после отмены виз
05.12.2025 11:37
В Госдуме предложили разрешить посадку на внутренние рейсы по QR-коду из "Госуслуг"
05.12.2025 10:18
В аэропорту Улан-Удэ при поддержке ВЭБ.РФ запустили проект "Сайнуу! Тэнгэри"
05.12.2025 10:03
Самолет, следовавший из Новосибирска в Магадан, приземлился на Камчатке из-за непогоды
05.12.2025 10:00
Дополнительный авиарейс свяжет Нальчик и Казань из-за спроса перед Новым годом
04.12.2025 18:20
В аэропорту Казани торжественно открыли первый регулярный рейс в Абу-Даби
04.12.2025 18:12
В АТОР назвали перспективные маршруты для расширения авиасообщения с Индией
04.12.2025 14:28
Минэкономразвития призывает ускорить запуск группового безвиза между Россией и Индией
04.12.2025 13:41
Индийские рупии, удочку, светильник и банку икры забыли пассажиры Аэроэкспресса этой осенью
04.12.2025 13:02
Авиакомпания Finnair отменила вечерний рейс в Вильнюс из-за полетов шаров контрабандистов
04.12.2025 12:06










