Путешествие в Грецию 2022
Путешествуем не нарушая правила ЕС
EXPLORER - перелет, отель и развлечения "в одном флаконе"
Субсидии распределены
Точка зрения
Уйдет ли с рынка деловой пассажир?
После COVID-19 на смену деловым поездкам и реальным встречам придет виртуальное общение
Коронавирус действительно заставил людей в разных уголках мира в корне изменить привычный уклад и темп жизни. И сейчас трудно представить себе отрасль, которой изменения коснулись бы больше, чем авиация. Пока самым эффективным средством противодействия пандемии признано ограничение передвижения людей по всему миру.
Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов:
Предположить что-то очень трудно. Есть совсем критические оценки и подходы, что дни авиации том виде, в котором мы ее знали, сочтены и что значительная часть спроса на путешествия будет замещена виртуальным общением. Бизнес также уйдет в виртуальное общение с точки зрения договоренностей и контрактов. И обучение станет виртуальным.
Безусловно, в какой-то степени это толчок к тому, чтобы сократить издержки на транспорт и уйти в возможность виртуального общения, будет дан. И это не какая-то новация. Этот процесс идет достаточно давно. Просто вирус вряд ли создаст что-то новое из того, что происходит сейчас на планете.
Вирус будет катализатором процессов, которые уже происходили. В той или иной степени он их ускорит. В этом отношении, безусловно, риски замещения живого общения виртуальным, и, соответственно, снижение спроса для авиакомпаний — это было бы глупо отрицать. Но в каком объеме это произойдет, сказать достаточно трудно.
Если это произойдет достаточно быстро, то здесь декларируемая уверенность в своей неуязвимости представителей лоукост-авиаперевозчиков в каком-то смысле верна. Это компании, которые в свое время разогнали сегмент ad hoc (прим. латинская фраза, означающая «специально для этого», «по особому случаю», в данном контексте «случайные, разовые поездки»), который раньше всегда считался пасынком.
Когда-то было замечательное исследование авиакомпании Lufthansa, которое четко давало раскладку: 60% — деловые пассажиры, 30% — туристы и 10% — это ad hoc. Вот на рынок пришли дискаунтеры, предложили низкие цены, и выяснилось, что пассажир готов летать вовсе не на деловые встречи, а если билет стоит дешево, то он готов летать просто так.
Соответственно, стал расти неорганизованный туризм. В этом отношении, если мы говорим о сокращении делового сегмента, на котором стоит бизнес мэйджоров (прим. крупных авиакомпаний), то у лоукоста картина более благоприятная, потому что это не его пассажир и от «виртуализации» нашей жизни их сегмент возможно меньше пострадает.
В то же время и сам тезис о том, что деловую встречу, можно заменить на виртуальное общение — это также дискуссионный момент. Мне кажется, есть очень много культур, с которыми этот вариант не пройдет. Скажем так, договориться по Skype с Китаем о поставках для европейца будет проблематично. Надо будет ехать и договариваться на месте. Однако тенденция есть и она выраженная.
Или когда мне говорят, что появится виртуальный туризм, который заместит реальный, я здесь с некоторой долей иронии, насколько она уместна в данном кризисе, сказал бы, что пока виртуальная поездка на Пхукет очень сильно проигрывает реальной. Очень сильно проигрывает. И маловероятно, что люди предпочтут виртуальный тур по пляжу в Таиланде возможности живой поездки.
С точки зрения туризма, эти ожидания на уход в виртуальную реальность сильно преждевременны до тех пор, пока виртуальная реальность не превратится уж в такую реальную, что станет что-то здорово замещать. И даже при этом большинство людей, у которых будут средства, предпочтут видеть и получать эмоции вживую. Но это дело определенно будущих десятилетий, поэтому забегать вперед настолько ещё рановато.
Ну а если посмотреть ближе, я думаю, что сейчас еще какое-то время у нас будет в головах история с пандемией. Но как только она исчезнет из повестки дня, как только она заместится чем-то другим, а я, к сожалению, должен констатировать, что, скорее всего, в ближайшее время она заместится перипетиями тяжелого экономического кризиса и глобальной депрессией, думать мы будем только об этом и как из всего этого выходить.
Поэтому очень многие вещи, которые сейчас обсуждают многочисленные футурологи, уйдут из повестки дня. Все они могут оказаться в очень удивленном состоянии, поскольку мир будет заниматься совершенно другими проблемами, а не виртуальными путешествиями в Таиланд.
Повторюсь, я не жду каких-то глобальных резких фундаментальных изменений, но изменения, безусловно будут. Они уже начались. Но это не значит, что через 2 года мы будем в другой парадигме спроса. А то, что мы будем в другой парадигме рыночного состояния, то, что во многих странах, возможно, останется по одной авиакомпании, или вообще ни одной, и мы можем оказаться в совершенно другом восприятии рынка и цен на уровне микроэкономики, а не каких-то там социальных макроэкономических тенденций, это более близкая и совсем не виртуальная реальность.
Расскажи нам о своём путешествии
Сообщение успешно отправлено! Нажми, чтобы отправить еще.
Рекомендуемые материалы

Все новости
В Калининграде предложили сделать доступными для всех жителей субсидии на авиаперелеты
30.11.2023 17:48
Авиакомпания Emirates празднует 52-й Национальный день ОАЭ
30.11.2023 17:17
Росавиация прорабатывает возобновление прямого авиасообщения с Лаосом
30.11.2023 15:37
Авиакомпания "Азимут" с 1 декабря приостанавливает онлайн-регистрацию на рейсы
30.11.2023 15:29
«АльфаСтрахование» и Red Wings включили опцию моментальных выплат в страхование на время перелета
30.11.2023 14:46
Ввод терминала в аэропорту Томска скажется на ценах на билеты
30.11.2023 12:31
Аэропорт Домодедово и авиакомпания NordStar открывают выставку «Пересекая полярный круг»
30.11.2023 12:17
В аэропорту Иркутска началась модернизация парковки
30.11.2023 10:32
Посол Кубы в России подтвердил возобновление прямых рейсов между Москвой и Гаваной
30.11.2023 09:58
Непал призывает восстановить прямое авиасообщение между Москвой и Катманду
30.11.2023 09:48
Поезда «Аэроэкспресс» курсируют штатно в условиях непогоды
29.11.2023 18:15
Многодетная оренбурженка взыскала ущерб с авиакомпании за недопуск семьи на рейс
29.11.2023 17:01
Самолет авиакомпании Qanot Shark, летевший из Санкт-Петербурга в Самарканд, совершил вынужденную посадку в Актобе
29.11.2023 15:54
Авиакомпания Red Wings увеличивает количество рейсов из Санкт-Петербурга в Тбилиси
29.11.2023 11:49
Авиакомпания "Победа" выплатит 450 тыс. рублей челябинцу-колясочнику за отказ в перелете
29.11.2023 11:18
Между Сахалином и Кунаширом из-за непогоды нарушилось авиасообщение
29.11.2023 10:02
Самолет из Хабаровска впервые за несколько лет вылетел в Пекин
29.11.2023 09:48
Количество рейсов из Уфы на новогодние праздники увеличится
29.11.2023 09:40
Авиакомпания NordStar открыла фотовыставку «Пересекая полярный круг» в аэропорту Красноярск
29.11.2023 09:12
Авиакомпания Utair ввела рейсы в Азербайджан в осеннее-зимнем сезоне
29.11.2023 09:07
Авиакомпания Smartavia готовится к новогодней программе перевозок
28.11.2023 17:48
AirAsia будет выполнять из Малайзии в Китай и Индию 230 полетов в неделю
28.11.2023 17:36
Во Франции отменят тысячи рейсов в начале следующего года
28.11.2023 17:35
Российские туристы начали получать визы на Шри-Ланку бесплатно
28.11.2023 12:32
Аэропорт Домодедово запустил виртуального ассистента
28.11.2023 12:16