Путешествие в Грецию 2022
Путешествуем не нарушая правила ЕС
EXPLORER - перелет, отель и развлечения "в одном флаконе"
Субсидии распределены
Точка зрения
Уйдет ли с рынка деловой пассажир?
После COVID-19 на смену деловым поездкам и реальным встречам придет виртуальное общение
Коронавирус действительно заставил людей в разных уголках мира в корне изменить привычный уклад и темп жизни. И сейчас трудно представить себе отрасль, которой изменения коснулись бы больше, чем авиация. Пока самым эффективным средством противодействия пандемии признано ограничение передвижения людей по всему миру.
Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов:
Предположить что-то очень трудно. Есть совсем критические оценки и подходы, что дни авиации том виде, в котором мы ее знали, сочтены и что значительная часть спроса на путешествия будет замещена виртуальным общением. Бизнес также уйдет в виртуальное общение с точки зрения договоренностей и контрактов. И обучение станет виртуальным.
Безусловно, в какой-то степени это толчок к тому, чтобы сократить издержки на транспорт и уйти в возможность виртуального общения, будет дан. И это не какая-то новация. Этот процесс идет достаточно давно. Просто вирус вряд ли создаст что-то новое из того, что происходит сейчас на планете.
Вирус будет катализатором процессов, которые уже происходили. В той или иной степени он их ускорит. В этом отношении, безусловно, риски замещения живого общения виртуальным, и, соответственно, снижение спроса для авиакомпаний — это было бы глупо отрицать. Но в каком объеме это произойдет, сказать достаточно трудно.
Если это произойдет достаточно быстро, то здесь декларируемая уверенность в своей неуязвимости представителей лоукост-авиаперевозчиков в каком-то смысле верна. Это компании, которые в свое время разогнали сегмент ad hoc (прим. латинская фраза, означающая «специально для этого», «по особому случаю», в данном контексте «случайные, разовые поездки»), который раньше всегда считался пасынком.
Когда-то было замечательное исследование авиакомпании Lufthansa, которое четко давало раскладку: 60% — деловые пассажиры, 30% — туристы и 10% — это ad hoc. Вот на рынок пришли дискаунтеры, предложили низкие цены, и выяснилось, что пассажир готов летать вовсе не на деловые встречи, а если билет стоит дешево, то он готов летать просто так.
Соответственно, стал расти неорганизованный туризм. В этом отношении, если мы говорим о сокращении делового сегмента, на котором стоит бизнес мэйджоров (прим. крупных авиакомпаний), то у лоукоста картина более благоприятная, потому что это не его пассажир и от «виртуализации» нашей жизни их сегмент возможно меньше пострадает.
В то же время и сам тезис о том, что деловую встречу, можно заменить на виртуальное общение — это также дискуссионный момент. Мне кажется, есть очень много культур, с которыми этот вариант не пройдет. Скажем так, договориться по Skype с Китаем о поставках для европейца будет проблематично. Надо будет ехать и договариваться на месте. Однако тенденция есть и она выраженная.
Или когда мне говорят, что появится виртуальный туризм, который заместит реальный, я здесь с некоторой долей иронии, насколько она уместна в данном кризисе, сказал бы, что пока виртуальная поездка на Пхукет очень сильно проигрывает реальной. Очень сильно проигрывает. И маловероятно, что люди предпочтут виртуальный тур по пляжу в Таиланде возможности живой поездки.
С точки зрения туризма, эти ожидания на уход в виртуальную реальность сильно преждевременны до тех пор, пока виртуальная реальность не превратится уж в такую реальную, что станет что-то здорово замещать. И даже при этом большинство людей, у которых будут средства, предпочтут видеть и получать эмоции вживую. Но это дело определенно будущих десятилетий, поэтому забегать вперед настолько ещё рановато.
Ну а если посмотреть ближе, я думаю, что сейчас еще какое-то время у нас будет в головах история с пандемией. Но как только она исчезнет из повестки дня, как только она заместится чем-то другим, а я, к сожалению, должен констатировать, что, скорее всего, в ближайшее время она заместится перипетиями тяжелого экономического кризиса и глобальной депрессией, думать мы будем только об этом и как из всего этого выходить.
Поэтому очень многие вещи, которые сейчас обсуждают многочисленные футурологи, уйдут из повестки дня. Все они могут оказаться в очень удивленном состоянии, поскольку мир будет заниматься совершенно другими проблемами, а не виртуальными путешествиями в Таиланд.
Повторюсь, я не жду каких-то глобальных резких фундаментальных изменений, но изменения, безусловно будут. Они уже начались. Но это не значит, что через 2 года мы будем в другой парадигме спроса. А то, что мы будем в другой парадигме рыночного состояния, то, что во многих странах, возможно, останется по одной авиакомпании, или вообще ни одной, и мы можем оказаться в совершенно другом восприятии рынка и цен на уровне микроэкономики, а не каких-то там социальных макроэкономических тенденций, это более близкая и совсем не виртуальная реальность.
Расскажи нам о своём путешествии
Сообщение успешно отправлено! Нажми, чтобы отправить еще.
Рекомендуемые материалы
Все новости
Аэропорты Москвы работают штатно в условиях непогоды
18.04.2024 19:23
«Уральские авиалинии» открыли рейсы из Сочи в Ташкент
18.04.2024 18:06
Авиакомпания Red Wings с 21 мая открывает полеты в Минск из Челябинска
18.04.2024 18:03
Поезда «Аэроэкспресс» курсируют по расписанию в условиях московской непогоды
18.04.2024 17:57
РСТ: ситуация с возвращением российских туристов из ОАЭ стабилизируется
18.04.2024 17:12
На Бали списанный Boeing 737 стал отелем на краю скалы
18.04.2024 16:41
Аэропорт Дубая вернется к полноценной работе в течение 24 часов
18.04.2024 16:35
S7 Airlines открыла продажу билетов на рейсы из Новосибирска в города Казахстана
18.04.2024 15:41
На майские праздники из Нижнего Новгорода будут доступны 27 направлений вылета
18.04.2024 14:13
Lufthansa продлила приостановку полетов в Тегеран и Бейрут до 30 апреля
18.04.2024 13:48
Аэропорт Иваново возобновил работу
18.04.2024 13:40
Российские авиакомпании выполнили задержанные ранее рейсы из Дубая
18.04.2024 12:37
«Уральские авиалинии» выполнили все свои ранее задержанные в Дубае рейсы
18.04.2024 12:17
АТОР: число ожидающих вылета из Дубая российских туристов к концу дня сократится до 3 тыс.
18.04.2024 11:43
Авиакомпания «Россия» увеличила количество рейсов из Красноярска в Хабаровск
18.04.2024 11:00
Air Arabia возобновила полеты из аэропорта Шарджи
18.04.2024 10:37
«Аэрофлот» за первый квартал увеличил перевозки между Москвой и Санкт-Петербургом, Калининградом и Нижним Новгородом
18.04.2024 10:06
Аэропорт Кургана работает в штатном режиме, несмотря на сложную паводковую обстановку
17.04.2024 22:34
Самолет авиакомпании «Уральские авиалинии» вылетел из аэропорта Аль-Мактум в Москву
17.04.2024 22:08
Вылет рейса «Уральских авиалиний» из Дубая в Москву назначен на 19:00
17.04.2024 17:47
Россияне сообщили, что в аэропорту Дубая им перестали давать воду и еду
17.04.2024 17:06
Около 700 тыс. россиян посетили Таиланд с начала 2024 года
17.04.2024 16:02
17 и 18 апреля в аэропорту Пулково будет ограничен въезд на пандус к третьему этажу терминала ограничен
17.04.2024 15:50
Ситуацию с возвращением российских туристов из Дубая должны нормализовать в течение суток
17.04.2024 15:17
Около 40 тыс. россиян посетили север Кипра в 2023 году
17.04.2024 15:16