В Госдуму внесен законопроект, регламентирующий введение на туристическом рынке системы электронных путевок. При этом сама система таких путевок для тестирования и обсуждения участниками рынка представлена не была. Представители туриндустрии также сомневаются и в том, что проект закона согласован и с правительством России.
«Электронная путевка» — это информационная система, в которую туроператоры должны будут вносить данные о бронировании и оплате турпродукта (пакетного тура) — по каждому туру в системе формируется документ с уникальным номером — электронная путевка. Система призвана защитить потребителей от недобросовестных компаний, гарантировать выполнение туроператорами обязательств перед клиентами.

В данной системе путешественники смогут отслеживать статус своего тура по номеру заключенного договора: поступили ли деньги от агента оператору, выписан ли авиабилет и так далее. В случае невыполнения обязательств туроператором можно будет обращаться в фонд персональной ответственности компании при ассоциации «Турпомощь» с квитанцией электронной путевки. 

Система также должна обеспечить бесперебойный обмен информацией между Ростуризмом, Роспотребнадзором, Фондом финансовых гарантий, ФНС, банками и страховыми компаниями, туроператорами, провайдерами туристических услуг. А также предоставит возможность оперативного мониторинга и информирования о ситуации в отрасли и формирования отчетности, содержащей достоверные статистические и аналитические данные, поясняют в Ростуризме.

Изначально 1 декабря 2017 года приказом Ростуризма такая система «Электронная путевка» была «введена эксплуатацию» — в тестовой версии зарегистрировалось более 100 компаний. Эта версия была доступна для ознакомления до начала 2018 года. Однако, затем ее «скрыли для доработки», а позже разработчик системы обанкротился.

Однако разговоры на эту тему не утихли. В июне 2019 года глава правительства Дмитрий Медведев подписал 2 постановления, касающиеся ее создания в России. В документах утверждаются (постановление № 747) правила создания и функционирования единой информационной системы электронных путевок, ее структура, условия предоставления содержащейся в ней информации, а также (постановление № 748) правила обмена информацией в электронной форме между туроператором, туристом и турагентством. 

Чуть позже в июле был опубликован проект приказа Минэкономразвития «Об утверждении требований к реестру электронных путевок». Документ устанавливает основные требования к реестру электронных путевок туроператора, в том числе, его содержанию и порядку ведения. А в августе этого года правительство России выбрало структуру Ростеха «Национальные туристические технологии» в качестве оператора системы «Электронная путевка» - соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

И вот теперь группа депутатов ГД и зампред Комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Валерий Газзаев 7 ноября 2019 года внесли в Госдуму законопроекты, обязывающие туроператоров заносить сведения о путевках в единую информационную базу электронных путевок, несмотря на то, что такой системы пока не существует. 

«Проектом федерального закона предлагается обязать туроператоров и турагентов формировать электронную путевку и размещать сведения о ней в системе», — говорится в пояснительной записке. Турагент, при заключении соглашения с клиентом, в случае, если туроператор наделил его правом доступа к системе, будет обязан выдать заверенную выписку из системы, «содержащую условия соответствующего договора о реализации туристского продукта».

Законопроектом также предлагается исключать туроператора из Единого федерального реестра туроператоров за нарушение запрета на продажу путевок без формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе. При этом оператор системы будет взимать с туроператора плату за размещение электронной путевки в системе. Размер и порядок оплаты установит Кабмин РФ.

Одновременно с этим депутаты внесли на рассмотрение палаты законопроект об установлении административной ответственности за нарушение туроператором или турагентом порядка и сроков формирования и размещения электронной путевки в единой информационной системе. Согласно тексту законопроекта, это повлечет за собой штраф для должностных лиц в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. Для юридических лиц размер санкций составит от 500 тыс. до 1 млн рублей. Необходимые поправки предлагается внести в Кодекс об административных правонарушениях. Данный законопроект, в случае его принятия, вступит в силу с 1 апреля 2020 года.

Авторы инициатив отмечают необходимость введения правового регулирования, «благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность… Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей».

Появление законопроекта, мягко говоря, удивило участников туристического рынка. Ведь сама система электронных путевок на данный момент вообще находится вне зоны публичного доступа, сообщает Ассоциация туроператоров России (АТОР). «Пока участники рынка не имеют доступа к системе «Электронная путевка». Никто из туроператоров ее не видел и не тестировал. А для того, чтобы система была запущена в эксплуатацию, необходимо провести ее тестирование и доработку», — отмечает руководитель Правовой службы АТОР Надежда Ефремова.

Впрочем, в таком порядке вещей нет ничего удивительного. Это вполне в традиции нашего законотворчества - либо принимать законы с большим опозданием, когда актуальность проблемы исчезла или напротив ситуация запущена, либо принять с таким опережением, что потом чиновники и участники рынка ломают голову над тем, как его исполнить, приходится откладывать вступление закона в силу. Так, AviaPages.Ru недавно рассказывал о законе, требующем устанавливать камеры видеонаблюдения в салонах самолетов, который не исполняется с 2007 года, ввиду отсутствия технической возможности. Так и живем.