Безналичный расчет становится все более обыденным и привычным средством платежа во всем мире. Однако если в большинстве стран практика безналичного расчета происходит путем внедрения пластиковых карт, то Китай избрал другой путь — мобильные электронные платежи через приложения, которые работают в обход банковской системы.
В Поднебесной есть два главных игрока на рынке мобильных платежных услуг — Alipay (разработка Alibaba Group) и WeChat Pay (встроен в популярный мессенджер технологического гиганта Tencent). 

По данным на I квартал 2019 года, Alipay владеет более чем 53% рынка Китая на рынке мобильных платежей, в то время как доля мобильных платежей Tencent составляет около 40%.
 
Как это устроено? Все довольно просто — оплата осуществляется через мобильное приложение путем сканирования QR-кода кошелька покупателя или QR-кода транзакции. Эту систему освоили даже китайские пенсионеры, а мобильные платежи уже принимают даже мелкие розничные торговцы, уличные музыканты и нищие, которые просят милостыню — достаточно всего лишь распечатать QR-код и приклеить его на картонку. Кампания по внедрению платежей через мобильное приложение оказалась настолько успешной, что все больше магазинов стали вешать таблички с надписью: «Мы не принимаем наличные».
 
Однако, здесь не все так просто! Доступна такая система только гражданам Китая. Подданным же иностранных государств ощутить комфорт мобильных платежей не легко. Казалось бы, нужна всего лишь сим-карта китайского оператора мобильной связи, привязанная к счету в банке Поднебесной, но открыть его можно только при наличии регистрации в Китае. А для получения регистрации необходимо проживать в стране длительное время. 
 
По данным Ассоциации Туроператоров России, в 2018 году более 30 млн иностранных гостей посетили Китай, что на 4,7% больше, чем годом ранее. В прошлом году зарубежные путешественники потратили в стране $73,1 млрд.

Так что же делать туристам, которые залетели в КНР ненадолго? Для них шоппинг все чаще становится разочаровывающим опытом, ведь далеко не везде принимают иностранные карты Visa или Mastercard. А ради пары дней уж точно не хочется открывать счет в банке.
 
Чтобы исправить ситуацию, Alipay объявил о запуске туристического платежного мобильного приложения для иностранных граждан — Tour Pass (уже доступно на Android и iOS). Для создания аккаунта теперь достаточно международной банковской карты и номера мобильного телефона любой страны. Также для регистрации понадобятся паспортные данные и фотография действующей китайской визы. 

Услуги предоставляет Банк Шанхая (Bank of Shanghai), который открывает виртуальную банковскую карту (digital prepaid card). Минимальная сумма пополнения счета составляет 100 юаней ($14), максимальная — 2 тыс. юаней ($282). Пользоваться таким приложением можно в течение трех месяцев. Если по истечение этого срока на виртуальном счету останутся деньги, они будут возвращены на реальную карту. Никакой комиссии за перевод денег или совершение покупки до 31 декабря 2019 года нет, но в будущем она появится и составит 5%.
 
В компании утверждают, что большинство зарубежных мобильных номеров телефонов в этой системе должны нормально работать, кроме номеров Гонконга, Макао и Тайваня.

Однако Tour Pass не предоставляет иностранным пользователям доступ ко всем функциям Alipay. Так, пользователи приложения не смогут перевести деньги другим пользователям, поэтому разделить счет на ужин с друзьями все еще может быть проблемой. В остальном же иностранцы могут теперь совершать платежи с помощью своих смартфонов, так же как и местные жители.
 
И еще один тонкий момент — Alipay предоставляет сервис Tour Pass только после проверки китайской визы, а значит, приложение не будет доступно тем, кто приезжает в Китай в безвизовые туры. В основном это те путешественники, которые выбирают пляжный отдых на курортном острове Хайнань. 

В настоящее время действуют 18 авиамаршрутов, связывающих Санью с российскими городами. Причем, только в этом году были открыты семь из них. До конца года планируется запустить еще шесть рейсов. С января по сентябрь нынешнего года Санью посетили свыше 180 тыс. российских туристов, пишет ТАСС.
 
Другая китайская компания Tencent в конкурентной борьбе решил не «изобретать велосипед» разработкой своей версии мобильного приложения, а заключила соглашение о партнерстве с Visa, MasterCard, American Express, Discover Global Network и JCB, чтобы иностранцы могли привязать свои карты непосредственно к электронному кошельку WeChat Pay. Однако и здесь не все так просто — пользоваться электронным кошельком можно только на территории КНР. Чтобы расплачиваться через WeChat иностранной банковской картой, нужно находиться в Китае и осуществить активацию.