Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала отчет, согласно которому выбросы CO2 в мировой гражданской авиации, в расчете на одного пассажира, снизились более чем на 50% с 1990 года. Значительное улучшение произошло и благодаря тому, что отрасль добилась ежегодного повышения эффективности использования топлива за период начиная с 2009 года.
Этот прогресс представляет собой сочетание инвестиций в лайнеры нового поколения и эксплуатационную эффективность. «Сокращение выбросов на одного пассажира в два раза является удивительным достижением технического опыта и инноваций в авиационной отрасли. Но у нас есть еще большие амбиции. С 2020 года мы ограничим чистые выбросы. А к 2050 году мы снизим выбросы до половины уровня 2005 года. Такие цели означают постоянные инвестиции в новые технологии, биотопливо и усовершенствования в работе », — сказал Александр де Жуньяк, генеральный директор IATA.

Топливо

По данным IATA, с 2009 года авиакомпании инвестировали около $1 трлн в новые самолеты. Кроме того, подписаны форвардные соглашения о закупках биотоплива — экологически чистого авиационного топлива (SAF) на сумму около $6 млрд. 

Авиационная индустрия рассматривает биотопливо как долгосрочный ответ на сокращение выбросов CO2. 

Однако убедить правительства оказать значимую поддержку этой технологии пока не удалось. Топливо было испытано на более чем 215 тыс. коммерческих рейсах, и результаты показали, что выбросы CO2 можно сократить на 80%. Однако сделать такое топливо доступным оказалось непросто. В настоящее время оно сможет обеспечить только 0,1% потребности энергии и только через десятилетие после первого испытательного полета.

Налоги 

По данным IATA, усилия по преднамеренному пресечению авиаперевозок за счет карательных налогов на пассажиров неэффективны, а также не помогают в деле сокращения самих выбросов.

По мнению ассоциации, введение Системы компенсации и сокращения выбросов углерода для международной авиации (CORSIA) привлечет около $40 млрд в область климатического финансирования и обеспечит нулевой рост выбросов CO2 на фоне роста количества международных рейсов с 2020 года. Эффективность системы CORSIA заключается в том, что ее влияние распространено на весь мир. Предполагается, что за счет этой схемы, количество выбросов будет сокращено примерно на 2,5 млрд тонн в течение времени ее применения. 

Климатическая проблема может быть преодолена только совместными усилиями промышленности и правительств. 

Правительства имеют возможность ускорить сокращение выбросов CO2, поощряя инвестиции в устойчивое топливо, новые технологии и улучшения управления воздушным движением.

К сожалению, европейские правительства сосредоточены на сборе налогов, а не на сокращении выбросов. Так, был принят ряд предложений о взимании налогов с авиапассажиров, в том числе во Франции, Германии, Нидерландах и Швейцарии, говорится в сообщении IATA.

«Налогообложение, направленное на то, чтобы помешать людям пользоваться своей свободой полета, делает поездки не только более дорогими, но и не позволит серьезно сократить количество выбросов. Это политическое решение для хорошего самочувствия, без ответственности за негативное влияние, которое оно оказывает на экономику или ограничение мобильности, которое навязывается людям с более низкими доходами», — сказал де Жуньяк.

В долгосрочной перспективе авиация стремится сократить выбросы с помощью более чистых технологий. 

Для этого потребуется финансово устойчивый сектор авиакомпаний, способный сделать значительные инвестиции, которые потребуются для обеспечения экологически безопасных полетов, поясняют в IATA.

«Правительства должны сосредоточить свои усилия правильно. Полеты способствуют процветанию. Это не враг. Сокращение выбросов углерода должно быть на переднем плане. И правительствам необходимо принять ряд мер для стимулирования коммерциализации экологически чистого авиационного топлива, повышения эффективности управления воздушным движением и поддерживать исследования в области низкоуглеродных источников энергии следующего поколения», — сказал глава IATA.

Авиакомпании 

Многие авиаперевозчики уже внедрили программы компенсации. Так, пассажиры таких компаний могут добровольно доплатить за билет и деньги пойдут на программы, которые борются с глобальным потеплением. Среди них: Virgin Atlantic, British Airways, The Emirates и Qantas и другие.

EasyJet планирует начать компенсировать выбросы углекислого газа в атмосферу — компенсация будет заключаться в финансировании таких проектов, как посадка деревьев и меры по защите от таяния ледников. Планируется, что на это будет потрачено около $32 млн.

Lufthansa и SWISS внедрили платформу Compensaid — пассажиры смогут компенсировать выбросы CO2 благодаря использованию в полете экологически чистого авиационного топлива (SAF). Будет предложено два вариантами компенсации выбросов CO2 на выбор. Можно заменить «ископаемое» авиационное топливо аналогичным объемом SAF. Платформа рассчитывает разницу в стоимости SAF и традиционного керосина – пассажир оплачивает билет с учетом использования только инновационного топлива. Второй, альтернативный вариант - путешественники могут поддержать проекты по лесовосстановлению.