Несмотря на динамичный всплеск, и столь же стремительный закат интереса к управляемым аэростатам, который произошел в начале XX века, в новом веке гигантские дирижабли вновь готовы к возвращению в небо.
Предлагается построить флот дирижаблей для поиска и спасения космонавтов, вернувшихся с орбиты, в том числе и при возможных нештатных ситуациях, которые могут случиться во время полетов с космодрома Восточный, передает РИА Новости со ссылкой на материалы Центра подготовки космонавтов.

Уточняется, что для этих целей может потребоваться порядка 10 дирижаблей. Они должны будут перемещать на своей внешней подвеске спускаемый аппарат российского корабля «Орел» вместе с экипажем. Кроме того, дирижабль должен обладать возможностью подъема спускаемого аппарата прямо с водной поверхности.

Согласно приведенным в материалах данным, развертывание опытного производства и строительство первого образца дирижабля обойдется в 2,8 млрд рублей и займет три с половиной-четыре года. Серийные дирижабли будут стоить по 1,7 млрд рублей за единицу.

Для базирования дирижаблей вдоль трассы запуска космического корабля предлагается построить два аэродрома — на космодроме Восточный и на Сахалине, либо на Камчатке.

Примечательно, что не только Россия хочет использовать дирижабли для решения различных задач. Так, Вооруженные силы Франции заключили контракт с компанией Thales Alenia Space на создание системы наблюдения и разведки, основой для которой станет разрабатываемый дирижабль Stratobus.

Stratobus — беспилотный дирижабль, предназначенный для выполнения долговременных задач на высоте около 20 км над уровнем моря. Оттуда он может следить за погодой, предупреждать о стихийных бедствиях вроде лесных пожаров, раздавать 5G и, разумеется, вести разведку. Первый летающий прототип представители Thales обещают показать уже в 2023 году.

Но не только в военных целях создают дирижабли современные разработчики. Британская компания Hybrid Air Vehicles (HAV) на днях представила проект перспективного гибридного дирижабля на основе Airlander 10, который подойдет для использования в гражданских целях.

Разработчик отметил, что уже все готово для серийного производства летательного аппарата. Оно будет запущено после прохождения летных испытаний и получения сертификата типа. Кстати, программа испытательных полетов начнется уже в начале 2020 года, а первый дирижабль компания-разработчик планирует поставить заказчикам в 2024 году.

Аirlander 10 – гибридное воздушное судно, которое совмещает три принципа воздухоплавания: воздушного шара, вертолета и самолета с неподвижным крылом. Длина летательного гибрида составляет 92 м. Он может летать на высоте 4,9 км со скоростью до 148 км в час и перевозить до 10 тонн груза. 

В режиме пилотируемого полета судно может пробыть в воздухе 5 суток, и 3 суток на удаленном управлении. По словам компании-разработчика HAV, дирижабль может выполнять функции наблюдения, связи, предоставлять помощь и даже перевозить пассажиров. 

Изначально Airlander 10 разрабатывался по заказу американского правительства. Проект был открыт в 2009 году. Планировалось, что аппарат будет выполнять только наблюдательные функции. Однако проект был заморожен на фоне сокращений оборонного бюджета США, а в 2013 году британская компания Hybrid Air Vehicles, которая вела все разработки с самого начала, выкупила свой проект. 

В новом варианте Airlander 10 получил увеличенную гондолу, топливные баки перенесены внутрь корпуса. Двигатели в передней части удалены, а вместо них теперь используется единый модуль подруливающего устройства.

Британский разработчик из Бедфорда говорит, что уже «ведет переговоры» с потенциальными коммерческими заказчиками, а также у него есть соглашение о намерениях на 10 дирижаблей от организаций, работающих в сфере туризма и «зеленых технологий».

Исполнительный директор HAV Том Гранди отметил, что новые функции «обеспечат гибкость, необходимую для предоставления уникальных возможностей, которые коммерческий рынок стремится предложить своим клиентам», и являются «важной вехой на нашем пути к сертификации». 

А чтобы соответствовать рынку экологичного туризма, HAV также сообщила, что совместно с Collins Aerospace работает над созданием электроэнергетической системы для замены четырех дизельных двигателей Thielert. Получается, что у воздушного судна будет электрический вариант. 


Создать полностью электрический дирижабль значительно проще, чем подобный самолет. И, скорее всего, именно дирижабли откроют «зеленую» эру гражданской авиации. Однако у этих летательных аппаратов есть и очевидные минусы: они медленны, громоздки, сложны в управлении и очень метеозависимы. Эти факторы не давали шанса дирижаблестроению в XX веке. Однако, если дело Греты Тунберг победит, человечеству видимо придется научиться путешествовать долго, но «экологично».