К настоящему моменту уже 46 иностранных авиаперевозчиков приостановили полеты в КНР, сообщило во вторник управление гражданской авиации Китая. Распространение нового типа коронавируса вынудило многие страны и компании предпринять ограничительные меры по поездкам в Китай и из него.
«Под влиянием распространения нового типа коронавируса спрос на международном авиационном рынке резко снизился, ряд стран ввел ограничения на въезд и выезд граждан Китая. К настоящему моменту уже 46 иностранных авиакомпаний объявили о приостановке рейсов в и из материкового Китая», сообщают РИА Новости, цитируя заявление управления.

В мире

По данным отчета рейтингового агентства Moody`s, эпидемия коронавируса негативно скажется на авиакомпаниях мира. Сильнее всего пострадают перевозчики, активно работающие в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Давление на финансовые результаты авиакомпаний будет усиливаться по мере распространения вируса. Отчасти, уточняют аналитики, влияние эпидемии будет смягчено начавшимся с ее вспышкой снижением цен на нефть, а, соответственно, и расходов на топливо, пишет КоммерсантЪ.

Рейтинговое агентство прогнозирует кратковременный V-образный спад перевозок, напоминая о вспышке SARS (атипичной пневмонии) в 2003 году. Тогда пассажиропоток Cathay Pacific за год упал на 45%, а Lufthansa сообщала, что трафик в регион в начале года почти прекратился. 

Согласно отчету, сильнее всего ситуация с коронавирусом отразится на крупных авиакомпаниях АТР — кроме таких, как Qantas Airways, Air New Zealand и Virgin Australia, деятельность которых в основном ограничена внутренними маршрутами. 

Среди европейских сетевых перевозчиков наибольшая доля операций в АТР (более 20%) — у Lufthansa и Air France-KLM. На европейские лоукостеры, TAP Air Portugal и латиноамериканских перевозчиков фактор коронавируса не повлияет, по крайней мере до момента распространения инфекции в этих регионах. 

Ограниченно представлены в АТР и американские авиакомпании. Среди них наиболее подвержена негативному влиянию эпидемии United Airlines.

Россия

С 1 февраля 2020 года временно приостановлено осуществление российскими и китайскими авиакомпаниями пассажирских рейсов между Россией и Китаем, Исключение составляют регулярные рейсы Арофлота и нескольких китайских авиакомпаний из Москвы в Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Гонконг. С 4 февраля Россия ограничила въезд через воздушные пункты пропуска иностранцев с территории КНР. Единственным воздушным пунктом пропуска будет Терминал F аэропорта «Шереметьево».

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе заявила, что поскольку пик бронирования на высокий летний сезон приходится в марте, если до этого времени ситуация с коронавирусом не стабилизируется, то туристическая отрасль недосчитается около $100 млн — это только проживание и перелет. Об этом пишут Ведомости

Китай входит в тройку самых популярных стран как по въездному, так и по выездному туризму, добавила Ломидзе.

По ее словам, в прошлом году Россию посетило около 1,2 млн только организованных (купивших тур) туристов из Китая. В среднем туристы из Китая проводят в России по 5–8 дней и тратят по $200–300 в день сверх стоимости тура. Самые популярные места – Москва, Санкт-Петербург и Амурская область. Но все эти оценки не учитывают самостоятельных туристов из Китая, подчеркнула Ломидзе, таких Россию в прошлом году посетило ещё 1,6 млн человек.

По оценке Ломидзе, в феврале в России низкий сезон, страну бы посетили 40 000–50 000 китайских туристов — так что потери отрасли в феврале будут относительно невелики. 

Кроме того, еще $7–11 млн туристические компании потеряют на выездном туризме, если ситуация не нормализуется — это часть стоимости непроданных туров в Китай, которую формируют российские компании, поясняет исполнительный директор АТОР. 

На выездном туризме туристические компании могут потерять около 438 млн рублей ($6,9 млн). Китай в год посещает около 2 млн россиян, в том числе около 1,5 млн организованных туристов.

Статистика АТОР не учитывает тех китайских туристов, которые путешествуют через российские аэропорты транзитом в страны Европы. А это ещё как минимум более миллиона пассажиров в год. Туриндустрия России от отсутствия этого пассажиропотока  конечно же не пострадает, а вот российские авиакомпании и аэропорты недосчитаются немалых денег своей выручки.