Соединенные Штаты Америки с 18 марта 2020 года повышают с 10% до 15% пошлины на импортируемые из стран Евросоюза самолеты. Данный шаг предпринят в соответствии с решением Всемирной торговой организации (ВТО), после усиления давления на Брюссель в ходе почти 15-летнего трансатлантического спора по поводу субсидий, получаемых европейскими самолетостроителями. 

«Под руководством президента Трампа 2 октября 2019 года Соединенные Штаты выиграли крупнейшую награду в истории ВТО, когда им было разрешено принять контрмеры в отношении европейских товаров на сумму 7,5 миллиарда долларов США, после победы в деле о недобросовестной торговой практике Европейского Союза, Франции, Германии, Испании и Великобритании», — говорится в сообщении Торгового представительство США (USTR).

Речь идет о решении ВТО, согласно которому организация официально разрешила Вашингтону ввести пошлины на европейские товары в ответ на незаконное субсидирование Евросоюзом авиастроительного концерна Airbus SE. 14 октября 2019 года оно было одобрено членами ВТО на специальном заседании.

До этого, в мае 2018 года ВТО пришла к заключению, что Airbus незаконно получил средства на создание моделей самолетов A380 и A350, что привело к потере определенного объема продаж его американского конкурента — Boeing

Американцы несколько лет пытались убедить ВТО в том, что помощь Брюсселя крупнейшему в Европе производителю самолетов наносила серьезный ущерб Boeing. В частности, США утверждают, что предоставленные Airbus денежные средства мешали Boeing успешно конкурировать при продаже лайнеров в страны Европы, Австралию, Китай, Южную Корею и Сингапур.

Американский президент Дональд Трамп назвал это решение «славной победой» для США. По его словам, таким образом, Вашингтон выиграл $7,5 млрд. Трамп также добавил, что, ЕС на протяжении многих лет «плохо относился к Соединенным Штатам», о чем свидетельствуют пошлины и торговые барьеры. Тогда же Торговое представительство США объявило о введении новых пошлин в размере 25% на целый ряд европейских товаров. 

Евросоюз, в свою очередь, также обвиняет Вашингтон в незаконном субсидировании Boeing. Этот спор в рамках ВТО длится уже 15 лет. Ранее организация также признала незаконными субсидии Соединенных Штатов для Boeing.

Авиастроительный концерн Airbus так прокомментировал решение американских властей повысить пошлины на самолёты европейского производства: «Airbus глубоко сожалеет о решении торгового представительства США повысить пошлины на воздушные суда, импортируемые из ЕС, а также о решении сохранить пошлины на товары из других секторов», — указывается в сообщении.

Европейский авиапроизводитель отмечает, что действия США нанесут удар по американским авиакомпаниям, которые уже столкнулись с нехваткой самолетов,  а также усложнят усилия по достижению договорного урегулирования между США и  Европейским союзом в давнем торговом споре.

Торговое представительство США заявило, что оно по-прежнему открыто для достижения договора с ЕС по этому вопросу, но может пересмотреть свои действия, если ЕС введет собственные пошлины в связи со спорами по вопросу выделения субсидий.

В Airbus добавили, что «решение USTR игнорирует многие заявления, сделанные американскими авиакомпаниями, подчеркивая тот факт, что они и американские пассажиры, в конечном счете, должны платить эти пошлины». Также авиаконцерн выразил надежду, что «позиция USTR изменится» с учетом угрозы применения пошлин ЕС на импорт американских товаров, «включая 737MAX, 787 и 777 в период с мая по июнь».

Из истории вопроса

В мае 2005 года Соединенные Штаты Америки подали в ВТО официальную жалобу на ЕС, обвинив правительства Великобритании, Франции, Германии и Испании в незаконном субсидировании Airbus. Прежде всего, США потребовали признать незаконной т.н. launch aid,  «помощь на запуск новых моделей» - субсидии, выделяемые правительствами стран Евросоюза на работы по созданию новых самолетов. 

Европейцы не остались в долгу. Согласно поданной ЕС жалобе в ВТО, с 1992 года Boeing получил порядка $29 млрд скрытых правительственных субсидий в виде налоговых льгот, снижения экспортной налоговой ставки, военных заказов, средств на научно-исследовательские работы, а также помощи со стороны Японии. 

Разбирательство сопровождалось мощной информационной кампанией обеих сторон. Решение апелляционного органа ВТО в марте 2012 года подтвердило неправомерность получения субсидий компанией Boeing в размере около $5,3 млрд, полученных в виде исследовательских грантов Минобороны США и NASA и использованных в ходе проектирования гражданских самолетов, включая Boeing 787. 

В частности, ВТО признала, что средства, полученные от военного и аэрокосмического ведомств, помогли в разработке множества компонентов из композиционных материалов, которые в свою очередь определяют ключевые рыночные преимущества Boeing 787. Косвенными субсидиями также были признаны налоговые послабления компании со стороны штатов — они позволили Boeing снизить цены на самолеты и тем самым лишить конкурента части рынка. 

В то же время ВТО признала получение компанией Airbus около 18 млрд долларов в виде ссуд с процентной ставкой ниже рыночной, а также нескольких миллиардов долларов «стартовой помощи» для разработки и запуска в производство A380. 

Таким образом, два новейших лайнера лидеров мирового авиастроения были созданы при широкой поддержке со стороны государств. Причем, эти суммы сопоставимы со стоимостью программы создания самолетов. Стоимость программы разработки Airbus A380 – 12 млрд евро, а Boeing 787 – $32 млрд.