По всему миру авиалинии осуществляют «спасательные» полеты, чтобы вернуть граждан в страны своего проживания. Авиаперевозчики порой летают по таким маршрутам, по которым ранее сами не совершали полеты. Но что происходит с гражданами тех стран, где нет национальных авиакомпаний? 
Спасительные рейсы, благодаря которым граждане могут вернуться на родину, продолжают выполняться по всему миру каждый день. По данным Росавиации, только 31 марта в России были доставлены домой 1947 человек, из них 535 человек в аэропорты, расположенные в регионах. 

Авиакомпания «Якутия» доставила во Владивосток из Филиппин 170 человек. Авиакомпания «Сибирь» доставила из Вьетнама в Новосибирск 202 человека, а из Таиланда в Иркутск – 163. Авиакомпанией «Аэрофлот» доставлены из Таиланда в Москву 402 человека, из Денпасара – 417 человек. «Россия» доставила из Гоа 133 человека. Azur Air из Канкуна – 460 человек.

Также, на 1 апреля запланированы рейсы из Индии, Туниса, Таиланда — всего 6 рейсов. Из них 4 рейса в региональные международные аэропорты – Владивосток, Красноярск, Новосибирск, Иркутск.

Однако, самое интересное, что во время этой беспрецедентной глобальной чрезвычайной ситуации, мы видим действительно уникальные маршруты.

Так, например, Lufthansa совершила перелет из Франкфурта в Окленд через Токио. Этот рейс был попыткой вернуть домой застрявших немецких граждан, которые не смогли бы вернуться в Германию иным путем.

Austrian Airlines выполнила рейсы из Вены в Сидней. Полет был прямым и беспосадочным. А SWISS выполнила свой самый длинный рейс на сегодняшний день — полет на Boeing 777 из его Цюрихского центра в Сантьяго де Чили.

Но что делать, если национального перевозчика нет? Как «горе-путешественникам» попасть домой? Так, в Северной Македонии был национальный авиаперевозчик — MAT Macedonian Airlines, который прекратил свою деятельность в 2009 году. И с тех пор в стране нет национальной авиакомпании, несмотря на то, что воздушные перевозки фактически процветали. 

Доминирующей авиакомпанией в той стране стала венгерская Wizz Air. Ультра-дешевый перевозчик постепенно завоевал рынок и теперь летает по 38 направлениям. Маршрутная сеть Wizz Air из аэропорта Скопье насчитывает в три раза больше направлений, чем у всех других авиакомпаний, вместе взятых.

Когда Северная Македония закрыла все свои аэропорты в рамках жестких мер по преодолению нынешнего глобального кризиса в области здравоохранения, последовав за соседними странами — Черногорией и Сербией, то не все путешественники смогли вернуться домой. Ввиду сложившихся обстоятельств, власти Северной Македонии объявили тендер на проведение двух спасательных перелетов.

Правительство предоставило заинтересованным авиакомпаниям 12-часовое «окно» для подачи заявок. Причем в тендере даже указывалось точное количество граждан, подлежащих перевозке из каждого пункта назначения: 148 пассажиров застряли на Мальте, а 226 — в Загребе, столице Хорватии.

Поскольку Wizz Air является главной авиакомпанией в Северной Македонии, именно она в итоге стала тем самым авиаперевозчиком, который выполнил все вывозные рейсы, причем, даже из тех пунктов назначения, в которые никогда не летал. Все заявки от авиаперевозчика были поданы в тот же день — 25 марта. И два дня спустя, в пятницу, 27 марта, Wizz Air выполнила рейсы.

Причем, если Мальта является направлением, которое Wizz Air обслуживает из Северной Македонии, то Загреб — нет. Рейсы между Загребом и Скопье выполняются авиакомпанией Croatia Airlines. Однако по условиям тендера, авиакомпания Wizz Air выполнила все вывозные рейсы и из хорватской столицы.

Примечательно, что стоимость этой операции была полностью покрыта самими пассажирами. Им просто не разрешили подняться на борт самолета без предварительного подписания заявления о том, что они согласны оплатить правительству пропорциональную стоимость полета в течение 15 дней после его выполнения, а также согласия о двухнедельном карантине.

Правда, всего парой рейсов это дело не закончилось. Всего лишь спустя день Северная Македония объявила очередной тендер на «спасение» почти 1000 своих граждан, застрявших в Германии — на этот раз требовалось вывести 377 пассажиров из Берлина, 355 пассажиров из Бонна и 183 из Мюнхена. 

А, чтобы репатриировать своих, застрявших в более отдаленных местах, Северная Македония использовала свой дипломатический механизм. Благодаря очень тесным отношениям с Германией и Австрией, власти страны обратились к Lufthansa Group за помощью в спасении свои граждан.

После телефонного звонка между министром иностранных дел Северной Македонии Николаем Димитровым и его австрийским коллегой Александром Шалленбергом, четыре македонца, оказавшиеся в Перу, были доставленным в Вену чартерным рейсом Austrian Airlines из Лимы.

Почему правительства России и других, даже не очень богатых стран прикладывают столько усилий, чтобы вернуть людей домой? Лучшее, что каждый может сделать в борьбе с пандемией сегодня, — это ограничить свои перемещения и оставаться дома. Это может показаться странным, но такую позицию занимают даже авиакомпании, которые сегодня страдают от приостановки авиасообщений. 

Так, российская авиакомпания S7 Airlines 30 марта объявила о старте необычной акцию под названием «Летайте дома». В течение месяца, за каждый день, проведенный дома, путешественники будут получать по 100 миль на личный счет в программе лояльности S7 Priority. «Скоро путешествия вновь станут важной частью нашей жизни … берегите себя … Мили S7 Priority пригодятся вам для новых путешествий. А они непременно будут», –говорится в обращении авиакомпании к своим пассажирам.
 
Берегите себя и своих близких!