Путешествие в Грецию 2022
Путешествуем не нарушая правила ЕС
EXPLORER - перелет, отель и развлечения "в одном флаконе"
Субсидии распределены
Точка зрения
Уйдет ли с рынка деловой пассажир?
После COVID-19 на смену деловым поездкам и реальным встречам придет виртуальное общение
Коронавирус действительно заставил людей в разных уголках мира в корне изменить привычный уклад и темп жизни. И сейчас трудно представить себе отрасль, которой изменения коснулись бы больше, чем авиация. Пока самым эффективным средством противодействия пандемии признано ограничение передвижения людей по всему миру.
Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов:
Предположить что-то очень трудно. Есть совсем критические оценки и подходы, что дни авиации том виде, в котором мы ее знали, сочтены и что значительная часть спроса на путешествия будет замещена виртуальным общением. Бизнес также уйдет в виртуальное общение с точки зрения договоренностей и контрактов. И обучение станет виртуальным.
Безусловно, в какой-то степени это толчок к тому, чтобы сократить издержки на транспорт и уйти в возможность виртуального общения, будет дан. И это не какая-то новация. Этот процесс идет достаточно давно. Просто вирус вряд ли создаст что-то новое из того, что происходит сейчас на планете.
Вирус будет катализатором процессов, которые уже происходили. В той или иной степени он их ускорит. В этом отношении, безусловно, риски замещения живого общения виртуальным, и, соответственно, снижение спроса для авиакомпаний — это было бы глупо отрицать. Но в каком объеме это произойдет, сказать достаточно трудно.
Если это произойдет достаточно быстро, то здесь декларируемая уверенность в своей неуязвимости представителей лоукост-авиаперевозчиков в каком-то смысле верна. Это компании, которые в свое время разогнали сегмент ad hoc (прим. латинская фраза, означающая «специально для этого», «по особому случаю», в данном контексте «случайные, разовые поездки»), который раньше всегда считался пасынком.
Когда-то было замечательное исследование авиакомпании Lufthansa, которое четко давало раскладку: 60% — деловые пассажиры, 30% — туристы и 10% — это ad hoc. Вот на рынок пришли дискаунтеры, предложили низкие цены, и выяснилось, что пассажир готов летать вовсе не на деловые встречи, а если билет стоит дешево, то он готов летать просто так.
Соответственно, стал расти неорганизованный туризм. В этом отношении, если мы говорим о сокращении делового сегмента, на котором стоит бизнес мэйджоров (прим. крупных авиакомпаний), то у лоукоста картина более благоприятная, потому что это не его пассажир и от «виртуализации» нашей жизни их сегмент возможно меньше пострадает.
В то же время и сам тезис о том, что деловую встречу, можно заменить на виртуальное общение — это также дискуссионный момент. Мне кажется, есть очень много культур, с которыми этот вариант не пройдет. Скажем так, договориться по Skype с Китаем о поставках для европейца будет проблематично. Надо будет ехать и договариваться на месте. Однако тенденция есть и она выраженная.
Или когда мне говорят, что появится виртуальный туризм, который заместит реальный, я здесь с некоторой долей иронии, насколько она уместна в данном кризисе, сказал бы, что пока виртуальная поездка на Пхукет очень сильно проигрывает реальной. Очень сильно проигрывает. И маловероятно, что люди предпочтут виртуальный тур по пляжу в Таиланде возможности живой поездки.
С точки зрения туризма, эти ожидания на уход в виртуальную реальность сильно преждевременны до тех пор, пока виртуальная реальность не превратится уж в такую реальную, что станет что-то здорово замещать. И даже при этом большинство людей, у которых будут средства, предпочтут видеть и получать эмоции вживую. Но это дело определенно будущих десятилетий, поэтому забегать вперед настолько ещё рановато.
Ну а если посмотреть ближе, я думаю, что сейчас еще какое-то время у нас будет в головах история с пандемией. Но как только она исчезнет из повестки дня, как только она заместится чем-то другим, а я, к сожалению, должен констатировать, что, скорее всего, в ближайшее время она заместится перипетиями тяжелого экономического кризиса и глобальной депрессией, думать мы будем только об этом и как из всего этого выходить.
Поэтому очень многие вещи, которые сейчас обсуждают многочисленные футурологи, уйдут из повестки дня. Все они могут оказаться в очень удивленном состоянии, поскольку мир будет заниматься совершенно другими проблемами, а не виртуальными путешествиями в Таиланд.
Повторюсь, я не жду каких-то глобальных резких фундаментальных изменений, но изменения, безусловно будут. Они уже начались. Но это не значит, что через 2 года мы будем в другой парадигме спроса. А то, что мы будем в другой парадигме рыночного состояния, то, что во многих странах, возможно, останется по одной авиакомпании, или вообще ни одной, и мы можем оказаться в совершенно другом восприятии рынка и цен на уровне микроэкономики, а не каких-то там социальных макроэкономических тенденций, это более близкая и совсем не виртуальная реальность.
Расскажи нам о своём путешествии
Сообщение успешно отправлено! Нажми, чтобы отправить еще.
Рекомендуемые материалы
Рекомендуемые материалы
Какие дополнительные услуги положены пассажиру в случае задержки рейса?
Объясняет Росавиация.
Все новости
Авиарейсы из Иваново в Махачкалу откроются со 2 июня
18.03.2024 17:14
Новый турецкий лоукостер AJet открыл продажи билетов
18.03.2024 15:00
S7 Airlines открыла продажу авиабилетов на рейсы в Усть-Каменогорск из Москвы
18.03.2024 14:04
В эропорту Бегишево открыли молельные комнаты
18.03.2024 13:21
Авиакомпания "Ямал" запустила новую мультимедийную систему развлечений на борту
18.03.2024 13:12
В аэропорту Новокузнецка стандартизировали время выдачи багажа
18.03.2024 13:07
Авиакомпания Utair упростила самостоятельный перелет детей
18.03.2024 12:55
Аэропорт Сочи подключился к новому сервису розыска багажа
18.03.2024 12:32
Turkish Airlines упростила условия полетов после снятия россиян с рейсов
18.03.2024 12:31
На Камчатке задержали вылеты четырех рейсов из-за непогоды
18.03.2024 11:52
Авиакомпания AZAL начала выполнять полеты из Баку в лондонский аэропорт Гатвик
18.03.2024 11:38
Авиасообщение между Сахалином и Курилами нарушено из-за непогоды
18.03.2024 11:36
Авиакомпания Air Samarkand открывает регулярные рейсы из Самарканда в Стамбул
18.03.2024 11:17
В аэропорту Алма-Аты из-за непогоды задерживается прилет и вылет 32 авиарейсов
15.03.2024 17:11
Несколько рейсов задерживаются в калужском аэропорту
15.03.2024 16:16
Qazaq Air запускает с июня рейсы в Урджар из Астаны и Алматы
15.03.2024 16:05
Прямое авиасообщение планируют наладить между Белоруссией и Курской областью
15.03.2024 14:09
Услугами бизнес-зала в Домодедово могут воспользоваться не только вылетающие, но и провожающие
15.03.2024 13:26
В Бангладеш заявили о заинтересованности России в прямом авиасообщении между Москвой и Даккой
15.03.2024 12:57
Внуково планирует запустить звуковые оповещения на грузинском и армянском языках до конца года
15.03.2024 12:31
Автобусы в Пулково поедут по служебной дороге аэропорта
15.03.2024 11:42
Шанхай и Манчестер впервые запустят пассажирское авиасообщение
15.03.2024 11:40
Bulgaria Air планирует запустить рейсы из Софии в Баку с частотой раз в две недели
15.03.2024 11:09
Аэропорт Пулково представил Санкт-Петербург главным туристическим операторам Ближнего Востока
15.03.2024 11:02
В аэропорту Кольцово открылся участок для голосования на выборах Президента России
15.03.2024 10:52