Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) сегодня представила свой пересмотренный прогноз для авиационной отрасли. Сценарий довольно мрачный — с прогнозом чистых убытков в размере 118 млрд долларов на 2020 год. Однако ассоциация полагает, что в 2021 году ситуация может улучшиться, а в четвертом квартале ожидается «всплеск вакцинации», хотя и предупреждает, что некоторые авиакомпании могут не дожить до этого восстановления.

Неослабевающий кризис 2020 года оказал разрушительное воздействие на авиационную отрасль. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) ранее предсказывала убытки в размере 84,3 миллиарда долларов в 2020 году, но снова пересмотрела свой прогноз. В настоящее время прогнозируется общий чистый убыток в размере 118,5 млрд долларов за год.

«В книгах истории 2020 год будет записан как худший финансовый год в отрасли, без всяких исключений. Авиакомпании сокращают расходы в среднем на миллиард долларов в день в течение 2020 года и, по-прежнему, будут нести беспрецедентные убытки. Если бы не 173 миллиарда долларов финансовой поддержки со стороны правительств, мы бы увидели банкротства в массовом масштабе», — отметил генеральный директор IATA Александр де Жуньяк.

В течение 2020 года IATA отметила, что авиакомпании проделали огромную работу по сокращению расходов, сократив их примерно на 45,8%. Однако, на фоне сокращения доходов более чем на 60% сжигание денежных средств продолжается.

Кризис COVID-19 поставил отрасль на грань выживания в 2020 году. Перед лицом падения доходов на полтриллиона долларов (с 838 млрд долларов в 2019 году до 328 млрд долларов) авиакомпании сократили расходы на 365 миллиардов долларов (с 795 млрд долларов в 2019 году до 430 млрд долларов в 2020 году).

Улучшения в 2021 году

Ожидается, что в 2021 году финансовые показатели авиакомпаний значительно улучшатся, даже если будут преобладать исторически большие убытки. Ожидаемые убытки в размере 38,7 млрд долларов в 2021 году будут уступать только показателям 2020 года.

Если исходить из предположения, что к середине 2021 года границы будут открыты (либо за счет тестирования, либо за счет увеличения доступности вакцины), общие доходы вырастут до 459 млрд долларов (на 131 млрд больше, по сравнению с 2020 годом, но все же на 45% ниже 838 млрд долларов, достигнутых в 2019 г.). Ожидается, что затраты вырастут всего на 61 млрд долларов, что обеспечит общее улучшение финансовых показателей. Однако авиакомпании все равно потеряют 13,78 доллара на каждого перевезенного пассажира. К концу 2021 года более значительная выручка улучшит ситуацию, но первая половина следующего года по-прежнему выглядит чрезвычайно сложной.

Согласно прогнозу IATA, число пассажиров вырастет до 2,8 млрд в 2021 году. Это будет на миллиард пассажиров больше, чем в 2020 году, но по-прежнему на 1,7 млрд пассажиров меньше, чем в 2019 году. Ожидается, что пассажирооборот останется на прежнем уровне, а коэффициент загрузки увеличится до 72,7% (улучшение по сравнению с 65,5%, ожидаемыми на 2020 год, но все же значительно ниже 82,5%, достигнутых в 2019 году).

По прогнозам, влияние расширения тестирования и доступности вакцин будет самым большим в четвертом квартале 2021 года. К тому времени IATA заявляет, что авиакомпании могут перестать сжигать наличные деньги, а некоторые могут даже стать положительными к концу года.

До финиша дойдут не все

Несмотря на некоторый оптимизм прогноза на 2021 год, авиакомпании еще не вышли из кризиса. Отрасль увидит улучшение показателей в 2021 году по сравнению с 2020 годом, но путь к выздоровлению будет долгим и трудным. Ожидается, что пассажиропоток вернется к уровню 2019 года не раньше 2024 года, при этом рынок внутренних перевозок восстанавливается быстрее, чем международных. 

Анализ, проведенный IATA, показывает, что в среднем у авиакомпаний осталось наличной ликвидности на 8,5 месяцев, учитывая скорость сжигания наличных средств во второй половине 2020 года. У некоторых авиакомпаний средств значительно больше, но есть длинный список авиаперевозчиков, у которых финансовых возможностей гораздо меньше. Следовательно, выйти из коронакризиса удастся далеко не всем.

IATA надеется, что в преддверии суровой зимы, правительства снова предпримут шаги, чтобы поддержать своих авиаперевозчиков.

«Финансовый ущерб от этого кризиса серьезен. До сих пор государственная поддержка позволяла авиакомпаниям выжить. Вероятно, потребуется больше средств, поскольку кризис длится дольше, чем кто-либо мог ожидать. И поддержка должна осуществляться в такой форме, которая не увеличивает и без того высокую долговую нагрузку, которая выросла до 651 млрд долларов. Выздоровление авиакомпаний — одна из самых важных инвестиций, которые могут сделать правительства. Это сохранит рабочие места и даст толчок восстановлению в секторе путешествий и туризма, на который приходится 10% мирового ВВП », — заключил глава IATA.

Расскажи нам о своём путешествии





Сообщение успешно отправлено! Нажми, чтобы отправить еще.