Boeing не успевает закончить процедуры по возобновлению эксплуатации самолетов семейства 737 MAX в четвертом квартале этого года. Вероятнее всего лайнер взлетит уже в 2020 году. Тем временем, к корпорации уже поданы первые иски.
Возобновление полетов самолетов Boeing 737 MAX может быть отложено на конец 2019 года из-за конфликта между американской компанией-производителем и международными авиарегуляторами, который разгорелся в августе. Об этом пишет The Wall Street Journal.

По данным источников издания, представители авиавластей США, Европы и Бразилии выступили с критикой компании Boeing из-за того, что производитель во время организованной встречи не предоставил информацию об обновлении компьютерной системы управления 737 MAX. Американская корпорация должна была направить соответствующие документы об обновлениях в ПО на проверку Федеральному авиационному управлению (FAA) США, после чего должна быть проведена повторная встреча, в ходе которой будет определен срок проведения полетов на симуляторе, а также сертификации.

В Boeing отказались комментировать итоги прошедшей в августе встречи между авиапроизводителем и авиарегуляторами. Представитель FAA, в свою очередь, заявил, что ведомство проводит тщательную проверку всех обновлений 737 MAX и не преследует четкого графика по возобновлению эксплуатации самолетов. 

Из-за срыва сроков шансы на возвращение 737 MAX в небо до начала рождественских и новогодних праздников тают на глазах. В Европе, по данным издания, представители отрасли подтверждают опасения, что большая часть самолетов по ту сторону Атлантики вряд ли возобновит перевозку пассажиров как минимум до января. Кроме того, Европейские регуляторы подчеркивают, что им понадобится дополнительное время для изучения ожидаемых изменений в компьютерах управления полетом самолетов семейства MAX и автоматизированной системе MCAS (Maneuvering Characteristics Augmentation System - Система улучшения характеристик маневренности).

По данныим источников издания, разногласия произошли в связи с обнаружением риска для работы системы компьютерного управления полетов Boeing 737 MAX, что повлекло за собой необходимость внесения дополнительных изменений в программное обеспечение, а также проведение испытаний.

Напомним, эксплуатация самолетов Boeing 737 MAX была приостановлена после двух авиакатастроф. 10 марта в Эфиопии разбился Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Ethiopian Airlines, в результате чего погибли 157 человек, а 29 октября 2018 года в катастрофе самолета аналогичной модели компании Lion Air в Индонезии погибли 189 человек. Предполагается, что в обоих случаях на борту самолетов перед тем, как они разбились, имел место сбой в работе MCAS. После этого авиавласти стран, чьи авиакомпании эксплуатируют эти самолеты, включая Россию, США и государства ЕС, из соображений безопасности приостановили полеты лайнеров этой серии.

Boeing терпит огромные убытки из-за простоя самолетов 737 MAX, поскольку конвейер остановить не так просто. В данный момент корпорация работает «в стол». Авиапроизводитель выпускает более 50 самолетов семейства 737 в месяц. Каталожная стоимость каждой машины составляет почти $120 млн. Репутация только произведенных и самых продаваемых лайнеров уже неизгладимо испорчена. Для возвращения доверия рынка именно к этому типу воздушного судна Boeing придется платить неустойки авиакомпаниям, а также продавать самолеты с огромной скидкой. 

Кроме того, уже подан первый иск к авиакорпорации - дочка «Ростеха», лизинговая компания «Авиакапитал-сервис», хочет отменить мартовскую сделку на 35 самолетов 737 MAX и вернуть $115 млн (в сумму входит предоплата в размере $35 млн с процентами, а также компенсация в $75 млн за упущенную прибыль). Кроме того, компания намерена добиться от Boeing выплаты штрафа. 

В настоящее время ряд других клиентов американской корпорации готовит схожие иски. American Airlines сообщила, что уже потеряла $350 млн, Southwest Airlines — не менее $200 млн, а Norwegian Air — примерно $60 млн. Прибыль немецкой туристической компании TUI уже сократилась на $161 млн, а авиакомпания SpiceJet вообще уже включила компенсацию за снятые с эксплуатации самолеты 737 MAX в свою отчетность. Если до конца года 737 MAX не взлетит, то претензии заказчиков могут приобрести лавинообразный масштаб, тогда Boeing окажется в тяжелейшем положении.