Путешествие в Грецию 2022
Путешествуем не нарушая правила ЕС
EXPLORER - перелет, отель и развлечения "в одном флаконе"
Субсидии распределены
Актуальное
Высокобюджетный дискаунтер
Создание дальневосточного лоукостера обойдется бюджету в $2,5 млрд
Член комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов заявил необходимости создания государственного лоукостера, который будет курировать дальневосточное направление. Для реализации этой цели Абрамов предложил государству купить 10 дальнемагистральных самолетов. При этом сенатор отказался назвать сумму, которая понадобится на реализацию проекта. А мы решили подсчитать, во что бюджету выльется такая инициатива, а заодно и поговорить о реалистичности такого проекта с нашим экспертом.
По мнению Ивана Абрамова, его инициатива создания по созданию государственного лоукостера на Дальнем Востоке поможет развить транспортный комплекс региона и позволит жителям Дальневосточного федерального округа (ДФО) чаще летать в европейскую часть России. Сенатор планирует поднять этот вопрос при следующем обсуждении бюджета. Пленарное заседание СФ, где, в том числе, будет рассматриваться и формирование бюджета на будущий год, состоится уже 25 ноября.
«Есть предложение создать компанию с государственным участием по примеру «Победы», которая будет на экономбортах перевозить наших дальневосточников. Страна может себе позволить купить 10 дальнемагистральных самолетов и создать госкомпанию, которая не будет выплачивать огромные лизинговые платежи», — заявил он. Сенатор отметил, что пока рано говорить о точной сумме, которая потребуется на реализацию проекта. По его словам, речь идет примерно о десятке миллиардов рублей.
Однако подсчитать примерную суму расходов оказалось не так уж и сложно. Сделаем это с нашим экспертом, главным редактором портала AVIA.RU Романом Гусаровым:
«Хочется начать с того, что такое предложение просто абсурдно и крайне невежественно по своей сути. У многих граждан нашей страны до сих пор сохранилось чисто советское мышление. И особо печально, когда такой образ мышления у чиновников и членов представительной власти. Вместо того, чтобы просто создать нормальные экономические и правовые условия для развития бизнеса и конкуренции, чтобы за частные деньги развивалась авиаотрасль, содавались рабочие места, пополнялся бюджет страны, сенатор напротив предлагает вытащить из кармана государства порядка $2,5 млрд долларов.
Да, и это не шутка. Абрамов заявляет, что платить за лизинг (аренду) самолетов дорого, поэтому давайте купим самолеты за счет федерального бюджета. Но каждый дальнемагистральный самолет стоит $200 – 250 млн. Таким образом, $2-2,5 млрд придется достать из бюджета только на покупку 10 самолетов. Не слишком ли большой аппетит у сенатора? При таких тратах всеми другими расходами на создание авиакомпании уже можно просто пренебречь.
Именно потому, что покупка самолетов дело очень дорогое, авиакомпании предпочитают их брать на несколько лет в лизинг. При этом нет необходимости сразу доставать огромные суммы на покупку, занимать деньги, многие годы выплачивать кредиты и проценты. Ежемесячный лизинговый платеж можно выплачивать за счет текущей операционной деятельности не влезая в долги.
Есть ещё несколько ключевых аргументов против покупки самолетов. Во-первых, ситуация на рынке меняется и сегодня вам нужны самолеты для среднемагистральных перевозок, а завтра для дальнемагистральных. Если самолеты в лизинге, то вы возвращаете самолеты одного типа, и берете другого, нужного вам сегодня. А если вы купили самолет, то привязаны к нему на 2 десятилетия минимум. А во-вторых, каждые 15 лет на рынок выходят новые, более экономичные и экологичные самолеты. И если вы имеете в собственности старые самолеты, то уже не сможете столь динамично обновлять свой парк, как при лизинге. Не говоря уже о том, что все эти старые самолеты придется чаще ремонтировать, а их содержание будет съедать все ресурсы авиакомпании.
Но самое главное ещё даже не в этом, а в том, что сенатор не знает, что низкобюджетная бизнес-модель «по примеру Победы» не работает на дальних расстояниях. Ни один пассажир в здравом уме не полетит из Москвы во Владивосток в тесном салоне, с неоткидывающейся спинкой кресла, без питания и багажа. А это сразу исключает возможную экономию и снижение цены. Именно поэтому в мире не существует низкобюджетных дальнемагистральных авиакомпаний.
Следовательно, если дешево летать не получится, значит государству придется дотировать такие планово-убыточные перевозки. То есть он предлагает не только единоразово вытащить из бюджета огромные деньги на создание авиакомпании, но и далее все годы за счет бюджета обеспечивать полеты такой авиакомпании. Но тогда чем это отличается от уже существующей федеральной программы субсидирования перевозок на Дальний Восток?
Сегодня та же группа Аэрофлот перевозит пассажиров на этих направлениях по «плоским тарифам». У авиакомпании Россия билет стоит 11 000 рублей, у Аэрофлота 2 500 рублей. В этом вы можете сами убедиться, зайдя на сайт Аэрофлота. Поверьте, по таким низким тарифам на столь огромное расстояние никто в мире не летает. И зачем тогда городить огород с покупкой самолетов на миллиарды долларов? Может, лучше за счет этих денег, если они лишние в бюджете, расширить программы субсидирования перелетов на социально-значимых маршрутах?»
Плоские тарифы — специально введенная в 2015 год социальная мера, призванная обеспечить доступность отдалённых регионов страны. Билеты, приобретённые по таким тарифам имеют фиксированную цену, которая не зависит от даты покупки и сезона. Это удобно, например, для дальневосточников, заранее планирующих поездку в Москву. К слову, Иван Абрамов и сам высказывается за сохранение плоских тарифов: «Нужно сохранить эту меру, чтобы обычные граждане имели возможность сегодня по приемлемым ценам летать на Дальний Восток и обратно».
Подводя итог слов эксперта можно констатировать, что создание предлагаемой Абрамовым дальневосточной авиакомпании бессмысленно, дорого, а обеспечение низкобюджетности без субсидирования невозможно. Существующие же федеральные программы вполне способны обеспечить дешевые перелеты дальневосточникам без создания ещё одной убыточной авиакомпании за многие миллиарды бюджетных денег.
Впрочем, и реакция на предложение Ивана Абрамова со стороны Правительства РФ оказалась более чем разумной. В Минфине заявили, что предложения создать новую бюджетную авиакомпанию к ним пока не поступало. «В целом вопросы о создании лоукостера следует адресовать в Минтранс России, который курирует это направление», — заявили в пресс-службе ведомства. В свою очередь, Минтранс дипломатично и однозначно обозначил позицию отрасли и государства: «Минтранс России в целом поддерживает идею создания лоукостера на Дальнем Востоке, но без привлечения средств федерального бюджета».
«Есть предложение создать компанию с государственным участием по примеру «Победы», которая будет на экономбортах перевозить наших дальневосточников. Страна может себе позволить купить 10 дальнемагистральных самолетов и создать госкомпанию, которая не будет выплачивать огромные лизинговые платежи», — заявил он. Сенатор отметил, что пока рано говорить о точной сумме, которая потребуется на реализацию проекта. По его словам, речь идет примерно о десятке миллиардов рублей.
Однако подсчитать примерную суму расходов оказалось не так уж и сложно. Сделаем это с нашим экспертом, главным редактором портала AVIA.RU Романом Гусаровым:
«Хочется начать с того, что такое предложение просто абсурдно и крайне невежественно по своей сути. У многих граждан нашей страны до сих пор сохранилось чисто советское мышление. И особо печально, когда такой образ мышления у чиновников и членов представительной власти. Вместо того, чтобы просто создать нормальные экономические и правовые условия для развития бизнеса и конкуренции, чтобы за частные деньги развивалась авиаотрасль, содавались рабочие места, пополнялся бюджет страны, сенатор напротив предлагает вытащить из кармана государства порядка $2,5 млрд долларов.
Да, и это не шутка. Абрамов заявляет, что платить за лизинг (аренду) самолетов дорого, поэтому давайте купим самолеты за счет федерального бюджета. Но каждый дальнемагистральный самолет стоит $200 – 250 млн. Таким образом, $2-2,5 млрд придется достать из бюджета только на покупку 10 самолетов. Не слишком ли большой аппетит у сенатора? При таких тратах всеми другими расходами на создание авиакомпании уже можно просто пренебречь.
Именно потому, что покупка самолетов дело очень дорогое, авиакомпании предпочитают их брать на несколько лет в лизинг. При этом нет необходимости сразу доставать огромные суммы на покупку, занимать деньги, многие годы выплачивать кредиты и проценты. Ежемесячный лизинговый платеж можно выплачивать за счет текущей операционной деятельности не влезая в долги.
Есть ещё несколько ключевых аргументов против покупки самолетов. Во-первых, ситуация на рынке меняется и сегодня вам нужны самолеты для среднемагистральных перевозок, а завтра для дальнемагистральных. Если самолеты в лизинге, то вы возвращаете самолеты одного типа, и берете другого, нужного вам сегодня. А если вы купили самолет, то привязаны к нему на 2 десятилетия минимум. А во-вторых, каждые 15 лет на рынок выходят новые, более экономичные и экологичные самолеты. И если вы имеете в собственности старые самолеты, то уже не сможете столь динамично обновлять свой парк, как при лизинге. Не говоря уже о том, что все эти старые самолеты придется чаще ремонтировать, а их содержание будет съедать все ресурсы авиакомпании.
Но самое главное ещё даже не в этом, а в том, что сенатор не знает, что низкобюджетная бизнес-модель «по примеру Победы» не работает на дальних расстояниях. Ни один пассажир в здравом уме не полетит из Москвы во Владивосток в тесном салоне, с неоткидывающейся спинкой кресла, без питания и багажа. А это сразу исключает возможную экономию и снижение цены. Именно поэтому в мире не существует низкобюджетных дальнемагистральных авиакомпаний.
Следовательно, если дешево летать не получится, значит государству придется дотировать такие планово-убыточные перевозки. То есть он предлагает не только единоразово вытащить из бюджета огромные деньги на создание авиакомпании, но и далее все годы за счет бюджета обеспечивать полеты такой авиакомпании. Но тогда чем это отличается от уже существующей федеральной программы субсидирования перевозок на Дальний Восток?
Сегодня та же группа Аэрофлот перевозит пассажиров на этих направлениях по «плоским тарифам». У авиакомпании Россия билет стоит 11 000 рублей, у Аэрофлота 2 500 рублей. В этом вы можете сами убедиться, зайдя на сайт Аэрофлота. Поверьте, по таким низким тарифам на столь огромное расстояние никто в мире не летает. И зачем тогда городить огород с покупкой самолетов на миллиарды долларов? Может, лучше за счет этих денег, если они лишние в бюджете, расширить программы субсидирования перелетов на социально-значимых маршрутах?»
Плоские тарифы — специально введенная в 2015 год социальная мера, призванная обеспечить доступность отдалённых регионов страны. Билеты, приобретённые по таким тарифам имеют фиксированную цену, которая не зависит от даты покупки и сезона. Это удобно, например, для дальневосточников, заранее планирующих поездку в Москву. К слову, Иван Абрамов и сам высказывается за сохранение плоских тарифов: «Нужно сохранить эту меру, чтобы обычные граждане имели возможность сегодня по приемлемым ценам летать на Дальний Восток и обратно».
Подводя итог слов эксперта можно констатировать, что создание предлагаемой Абрамовым дальневосточной авиакомпании бессмысленно, дорого, а обеспечение низкобюджетности без субсидирования невозможно. Существующие же федеральные программы вполне способны обеспечить дешевые перелеты дальневосточникам без создания ещё одной убыточной авиакомпании за многие миллиарды бюджетных денег.
Впрочем, и реакция на предложение Ивана Абрамова со стороны Правительства РФ оказалась более чем разумной. В Минфине заявили, что предложения создать новую бюджетную авиакомпанию к ним пока не поступало. «В целом вопросы о создании лоукостера следует адресовать в Минтранс России, который курирует это направление», — заявили в пресс-службе ведомства. В свою очередь, Минтранс дипломатично и однозначно обозначил позицию отрасли и государства: «Минтранс России в целом поддерживает идею создания лоукостера на Дальнем Востоке, но без привлечения средств федерального бюджета».
Расскажи нам о своём путешествии
Сообщение успешно отправлено! Нажми, чтобы отправить еще.
Рекомендуемые материалы

Все новости
В США пассажирам разрешат не разуваться при досмотре в аэропортах
08.07.2025 12:46
Авиакомпания Utair запустила рейсы в Казань из Грозного в летнем сезоне
08.07.2025 09:27
В аэропорту Новосибирска задерживается прилет 20 рейсов
08.07.2025 09:10
Аэропорт Пулково вернулся к штатной работе
08.07.2025 09:06
Курительная комната в Пулково станет бесплатной
08.07.2025 09:04
В Пулково платная зона для курения закроется в ночь на 8 июля
07.07.2025 22:03
В аэропорту Сочи встретили первый регулярный рейс из Кувейта
07.07.2025 21:21
Росавиация: все аэропорты страны принимают и отправляют рейсы
07.07.2025 21:03
"Аэрофлот" стабилизировал расписание выполняемых рейсов
07.07.2025 21:00
Авиакомпания Israir с августа возобновит полеты в Сочи
07.07.2025 17:56
Авиакомпания NordStar запускает услугу рассрочки оплаты авиабилетов
07.07.2025 17:16
В Шереметьево действует круглосуточный оперативный штаб и принимаются меры по нормализации ситуации
07.07.2025 15:11
Рейсы S7 из Новосибирска в Калининград с 14 июля станут ежедневными
07.07.2025 14:32
Туроператоры не фиксируют оживления спроса на путешествия в Израиль
07.07.2025 13:26
В аэропорту Новосибирска у туриста нашли кораллы, находящиеся на грани исчезновения
07.07.2025 13:25
Роспотребнадзор открыл горячую линию по защите прав пассажиров авиарейсов
07.07.2025 13:04
Шереметьевские таможенники обнаружили партию оружейных прицелов и кронштейнов для их крепления на 29 млн рублей
07.07.2025 12:09
В аэропорту Пулково задержали более 100 рейсов
07.07.2025 11:39
В аэропорту Казани задерживаются более 20 рейсов
07.07.2025 11:30
В Пулково предупредили о возможных случаях недоставки багажа в аэропорты назначения
07.07.2025 11:23
В Калининградском аэропорту задержали 20 рейсов
07.07.2025 11:17
В аэропортах Сургута и Нижневартовска задержали порядка 15 рейсов
07.07.2025 11:16
Авиакомпания Etihad Airways соединит Абу-Даби и Казань
07.07.2025 10:05
В аэропорту Иркутска обсудили сотрудничество с авиакомпанией China Southern Airlines
07.07.2025 09:58
Авиакомпания Chengdu Airlines открыла рейсы из Шэньяна во Владивосток
07.07.2025 09:52