+
0
-

Немецкий музей музыкальных машин

Сюжет: Технические музеи мира
В небольшом немецком городке Брухзаль, в чудом сохранившемся и частично восстановленном после англо-американских бомбардировок дворце XVIII века в стиле барокко, располагается потрясающий музей музыкальных инструментов и автоматов. Это один из самых потрясающих технических музеев, в которых мне довелось побывать. И если досмотрите этот блог до конца, то увидите не только множество шедевров технической мысли, когда-то принадлежащих знаменитым людям, но даже «орган с Титаника».
© Роман Гусаров
© Роман Гусаров

Немецкий музей музыкальных автоматов в замке Брухзаль был открыт в мае 1984 года. Основу его составила коллекция Яна Брауэра. В последствии она была расширена и завершена приобретением значительной части одной из последних немецких частных коллекций - коллекции Карлсона из Кенигслуттера - в 2002 году.

© Роман Гусаров
© Роман Гусаров

Не могу не упомянуть о великолепных интерьерах дворца. Это и причудливый "Furstensaal" (Зал Принца), вошедший в ряд самых известных банкетных залов немецкого Ренессанса. И величественный "Marmorsaal" (Мраморный Зал), яркий представитель рассвета стиля Рококо. И монументальная парадная лестница, названная некоторыми искусствоведами «королевой немецких лестниц».

© Роман Гусаров
© Роман Гусаров

Однако ж вернёмся к теме повествования. Итак, в замке располагается одна из самых значительных коллекций музыкальных автоматов в мире. Почти 500 экспонатов музея демонстрируют развитие музыкальных автоматов как художественного ремесла, начиная с 17 века, и вплоть до наших дней.


© Роман Гусаров
© Роман Гусаров

Что удивительно, все экспонаты музея находятся в рабочем состоянии. В ходе экскурсии вам не только расскажут о типах звуковых автоматов, но и продемонстрируют работу некоторых из них. Поверьте, сотрудники музея очень увлеченные и доброжелательные люди. 

© Роман Гусаров
© Роман Гусаров

Так получилось, что в то пасмурное мартовское утро мы были единственными посетителями музея. Заметив нас возле одного из автоматов, директор музея так обрадовался ранним посетителям, что сам повёл нас по залам музея, включал все автоматы, на которые мы показывали пальцем. И даже те, об уникальном устройстве и звучании которых мы даже не догадывались. 

© Роман Гусаров
© Роман Гусаров

Нам в России широко известны наиболее примитивные музыкальные автоматы - часы с боем. Наиболее выдающиеся из них воспроизводят не только бой, но и музыку, и иногда под эту музыку танцуют фигурки, двигаются глазки, планеты и даже разыгрываются целые сценки.

© Роман Гусаров
© Роман Гусаров

Или та же шарманка. В отличие от часов, где звук воспроизводится путём щипков металлических пластин, шарманка это духовой инструмент. Через отверстия воздух по очереди попадает в разные трубки и рождается мелодия и даже гармоника. 

© Роман Гусаров
© Роман Гусаров

Но что вы скажете о домашних автоматических органах? Все, что нужно - завести пружину, и дальше инструмент проиграет нужную вам мелодию. Нужную - которую вы сами ему и «заказали».

© Роман Гусаров
© Роман Гусаров

Как можно заказать мелодию органу без музыканта? А очень просто. Нужное музыкальное произведение уже «записано» на валик в виде штырьков, которые в определённом порядке цепляют за клапана и пускают воздух в различные трубки. 

© Роман Гусаров
© Роман Гусаров

Из огромных шкафов, где, кажется, были спрятаны целые оркестры, доносятся звуки вальса, мелодии шлягеров ушедших эпох, музыка в наилучшем качестве, какое только было возможным в те времена. При этом, такая музыка, воспроизводимая автоматами, в наши времена звучит как истинно живая. 

© Роман Гусаров
© Роман Гусаров

Следующим шагом технологического развития стала замена валиков на диски. В принципе «звукозаписи» ничего не изменилось, но теперь музыкальное произведение наносилось не на громоздкий валик, а на плоский диск. 

© Роман Гусаров
© Роман Гусаров

Это был уже прообраз будущей грампластинки. Такие диски можно было компактно хранить в коробках и даже воспроизводить на небольших настольных устройствах. 

© Роман Гусаров
© Роман Гусаров

Следующим шагом прогресса стало появление перфоленты. Теперь музыкальное произведение «записывалось» на длинные бумажные ленты в виде дырочек нужной «высоты» и «длительности». Чтобы не повредить деликатную бумагу, через дырочки продувался воздух. Свитки с произведениями были более компактны и хранились в шкафах. 

© Роман Гусаров
© Роман Гусаров

Вот такой аппарат мог воспроизводить музыкальное произведение длительностью в целых полтора часа, только заводи пружину. Причём, это был уже не просто духовой орган, а целый оркестр. 

© Роман Гусаров


Все дело в том, что помимо самой «звукозаписи», прогресс шёл и по пути развития звуковоспроизведения. В музыкальные аппараты стали встраивать различные реальные музыкальные инструменты: фортепиано, скрипки, аккордеоны, трубы, барабаны - все, что могло воспроизводить звук, сливавшийся в гармонию.

© Роман Гусаров


Нет, вы только послушайте как звучат живые скрипки и фортепиано в исполнении  механических музыкантов? Но настоящий восторг у вас вызовет видео чуть ниже, на котором «робот-музыкант» исполняет пьесу на фортепиано. 

© Роман Гусаров
© Роман Гусаров

Музыкальные автоматы превратились в произведения искусства. Такие аппараты привозились на праздники и ярмарки в разобранном виде, собирались и играли для всех горожан. 

© Роман Гусаров
© Роман Гусаров

В домашних же интерьерах зажиточные бюргеры предпочитали устанавливать механические пианино. Все то же самое, но с валиков, дисков или перфолент музыка воспроизводилась ударами молоточков по струнам.  

© Роман Гусаров
© Роман Гусаров

Даже не представляете, как было трудно отбирать фотографии. 500 экспонатов, и каждый - шедевр инженерной мысли. И как жаль, что в блоге невозможно воспроизвести звучание всех этих аппаратов. Поверьте, такого вы в своей жизни не слышали.

© Роман Гусаров
© Роман Гусаров

А если дома был целый рояль, то к нему можно было приставить механического музыканта с несколькими десятками пальцев. Он виртуозно воспроизводил классические произведения венских классиков или композиторов эпохи романтизма. 


© Роман Гусаров

С появлением электромагнитных способов воспроизведения звукозаписи, механические звуковоспроизводящие устройства не канули в лету. Появились устройства, автоматически «загружающие» и воспроизводящие пластинку с выбранной вами композицией. 

© Роман Гусаров
© Роман Гусаров

Впрочем, такие аппараты получили наибольшее распространение уже за океаном. Пока Европа лежала в руинах, лидером технического прогресса стали США. Такова была цена военного поражения - другие воспользовались достижениями европейской технической мысли, и даже высадились на Луну.  

© Роман Гусаров
© Роман Гусаров

Но если углубиться в детали, даже грампластинка недалеко ушла от своих железных предшественников. По сути это был все тот же диск с впадинками и штырьками, только они стали очень маленькими, а прыгающая по этим «зацепам» игла преобразовывала своё механическое движение в электрические импульсы. 

© Роман Гусаров
© Роман Гусаров

И даже современные CD-диски устроены все так же - лазер на фольге выжигает бороздки с такими же впадинками и бугорками. Только теперь они не являются прямым аналогом звука, а цифровым кодом, при считывании которого происходит его преобразование в звук. А на фото бабинный магнитофон. Вот это был уже иной - революционный способ звукозаписи - электромагнитный. 

Да, обещанный орган Титаника (в разобранном и собранном состоянии). Откуда он в музее? Дело в том, что Фирма Welte во Фрайбурге построила этот инструмент по заказу компании "Уайт Стар Лайн" для "Титаника". Но так как заказ не выполнили вовремя, орган не был своевременно доставлен в Англию и установлен на корабле. Благодаря чему, этот шедевр не покоится на дне Атлантического океана, а радует посетителей музея своим звучанием. 

© Роман Гусаров
© Роман Гусаров

И все же, несмотря на научно-технический прогресс, сейчас, с высоты наших знаний и технологий, те примитивные способы и звукозаписи, и звуковоспроизведения видятся не иначе, как настоящее волшебство.