Mitsubishi Aircraft уже в шестой раз откладывает поставки своего регионального самолета SpaceJet. Технические недоработки опять внесли свои коррективы: срок опоздания составляет уже 7-8 лет. Сможет ли «задержавшаяся птичка» соответствовать требованиям меняющегося рынка?

Японский производитель Mitsubishi Aircraft вновь отложил поставки своего нового регионального самолета — SpaceJet. Как сообщает NHK, компания, разрабатывающая самолет, не планирует начать поставки вплоть до следующего года или позже. 

Это уже шестой раз, когда Mitsubishi Aircraft откладывает начало поставок самолета SpaceJet, которые первоначально были запланированы на 2013 год.

Согласно материалам Aviation EXplorer, исследовательская программа по Mitsubishi Regional Jet (MRJ, а позднее — SpaceJet) финансировалась правительством Японии с 2003 года. Концепт самолета был представлен в 2007 году. Заказы на лайнер стали поступать с марта 2008 года, а первый полёт планировался на 2011 год. Но в итоге, самолет взлетел лишь 11 ноября 2015 года, а уже через месяц Mitsubishi объявила об однолетней задержке начала поставок самолета до середины 2018 года, которая объяснялась недостаточной прочностью крыла. 

Большая часть летных испытаний MRJ90 проходит в Мозес-Лейк (США, штат Вашингтон). Статические прочностные испытания были завершены 1 ноября 2016 года и подтвердили, что планер самолета может выдержать 150% максимальной нагрузки. Однако в январе 2017 года была объявлена еще одна двухлетняя задержка, в результате чего сроки первой поставки были перенесены на 2020 год. 

В марте того же года программа летной сертификации была увеличена с 2500 до 3000 летных часов. Как заявлялось, задержки вызваны со сложностями в оформлении документации для сертификации. 

В результате стоимость разработки MRJ увеличилась до $3,17 млрд. 

Теперь же лайнер, при прохождении летных испытаний для получения сертификата безопасности США, столкнулся с новыми препятствиями. Чтобы соответствовать всем требованиям Федеральной авиационной администрации США (FAA), воздушное судно SpaceJet должно получить более 900 улучшений конструкции, что в очередной раз откладывает дату поставки самолетов заказчикам. 

По словам источников японского NHK, далеко не все проблемы удалось решить. В частности, электронные системы самолета требуют серьезной доработки. Инженерам необходимо внести изменения в конструкцию воздушного судна, что вновь отложит дату завершения летных испытаний.

Согласно Nikkei Asian Review, SpaceJet имеет более миллиона различных деталей, и Mitsubishi необходимо будет изучить влияние этих изменений в конструкции самолета, сделанных за последние несколько лет, на другие системы и агрегаты, и в целом на характеристики самолета.

За столь длительный период доработки самолета рыночная ситуация не могла не внести свои коррективы в планы авиакомпаний, разместивших заказы на этот самолет. Им предстоит заново оценить свой парк воздушных судов и востребованность в самолетах данного типа.  

На сегодняшний день Mitsubishi Aircraft получила заказы на 400 лайнеров. Поскольку дата поставки продолжает откладываться, компания уже обсуждает возможные компенсации со своими клиентами.

В частности, американская Trans States Holdings уже отказалась от покупки 100 воздушных судов, потому что они «не соответствуют рынку США».

Примечательно, что программы MRJ (Mitsubishi Regional Jet) и российская RRJ (Russian Regional Jet) SuperJet стартовали практически одновременно. Оба самолета находятся в одной рыночной нише, и оба пережили ребрендинг: MRJ  стал SpaceJet, а RRJ – Superjet. 

Однако  поставки российского регионального лайнера начались в 2011 году и уже построено около двух сотен самолетов, а японские авиастроители как стали значительно отставать ещё на этапе конструкторских работ, так до сих пор и не могут решить целый ряд технологических задач. 

Примечательно, что российский самолет SSJ100 был сертифицирован всего за 2 года, в то время как японские коллеги занимаются этим уже 7 лет, и дата завершения работ пока не просматривается в ближайшей перспективе. 

Практически каждая программа по созданию гражданского самолета отклонялась от первоначального графика. Например, даже у мировых грандов, первый Boeing 787 Dreamliner был поставлен заказчику с опозданием на 3 года, Airbus A350 задержался на год, а ввод в эксплуатацию A220 (переименованный Bombardier CSeries) задержался на 3 года. 

«Создать конструкцию самолета, соответствующую всем современным требованиям — дело не из легких. И с первого раза вряд ли это у кого-то получается. Здесь мало теоретических знаний. Необходимо наличие многолетней школы самолетостроения, которой в современной Японии нет.  И это не компенсировать никакими финансовыми ресурсами и даже технологической развитостью других отраслей экономики», - говорит главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров. 

Впрочем, разработчик SpaceJet здесь не одинок. Проект китайского узкофюзеляжного самолета C919 тоже существенно отстает от первоначального графика и тоже столкнулся с технологическими сложностями, а сроки его поставки сдвинулись как минимум на 5 лет.