Ведущие зарубежные авиастроители дружно отчитались о своих финансовых итогах за 2019 год. Однако за этими цифрами скрываются более глобальные структурные изменения на рынке производства и поставок авиатехники, что в перспективе будет иметь серьезные последствия для всей мировой гражданской авиации.

Две крупнейшие самолетостроительные корпорации продолжают многолетнюю битву за лидерство на мировом рынке поставок авиалайнеров. У каждой компании есть свои структурные особенности, конструкторская школа и взгляд на потребности рынка, но очевидно, что обе корпорации в области гражданской авиации, в основном, производят схожие по характеристикам самолеты в одних и тех же рыночных нишах. 

Boeing 

Чистый убыток американской корпорации Boeing в 2019 году составил $636 млн против чистой прибыли в размере $10,46 млрд, зафиксированной в 2018 году. Об этом говорится в опубликованном в среду отчете компании за четвертый квартал прошлого года.

Согласно отчету Boeing, годовая выручка компании составила $76,559 млрд, сократившись на 24% по сравнению со $101,127 млрд годом ранее. Операционные убытки достигли $1,975 млрд в прошлом году, а в позапрошлом году доходы превысили расходы на $11,987 млрд. При этом портфель заказов, включая более 5,4 тыс. пассажирских самолетов, составляет $463 млрд.

Boeing понес убытки в годовом исчислении впервые с 1997 года, отмечает телеканал CNBC. «Мы признаем, что у нас впереди много работы», — заявил генеральный директор компании Дэвид Кэлхун. «Мы сосредоточены на возобновлении эксплуатации Boeing 737 MAX и восстановлении долгосрочного доверия пассажиров к бренду Boeing», — добавил он.

Эксплуатация самолетов Boeing 737 MAX была приостановлена после двух катастроф. 10 марта в Эфиопии разбился Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Ethiopian Airlines, погибли 157 человек. 29 октября 2018 года жертвами катастрофы самолета аналогичной модели компании Lion Air в Индонезии стали 189 человек.

Airbus 

Чистый убыток авиастроительной корпорации Airbus в 2019 году составил €1,362 млрд против чистой прибыли в размере €3,054 млрд в 2018 году. Об этом сообщили в Airbus, подводя финансовые и производственные итоги 2019 года. При этом, в 2019 году консолидированная выручка Airbus, по сравнению с прошлым годом,  выросла на 11% и составила €70,5 млрд. Консолидированный  убыток на акцию составил €1,75.

Здесь стоит учесть, что озвученные цифры касаются и гражданского, и военного подразделений Airbus. Если же рассматривать только гражданский сектор, то в данном сегменте у европейского концерна напротив, значительные успехи. 

«Компании удалось достичь значительных успехов благодаря поставкам коммерческих самолетов. В 2020 году нашей целью станет укрепление корпоративной культуры, усовершенствование процесса работы и коррекция структуры издержек для улучшения финансовых показателей», — заявил на пресс-конференции глава Airbus Гийом Фори.

Он также отметил, что одна из причин убытков концерна связана с запретом на экспорт вооружений в Саудовскую Аравию, в результате чего Airbus не смог продать военно-транспортные самолеты A400M и потерял €1,2 млрд. Также причиной убытков  стало решение о выплате €3,6 млрд компенсации в рамках соглашений о прекращении коррупционных расследований в нескольких странах.

В то же время, глава Airbus подчеркнул, что компания не получает никакой выгоды от проблем своих конкурентов — американской корпорации Boeing с самолетом 737MAX. 

«Это, возможно, выглядит как парадокс, однако мы не получаем выгоды от ситуации с Boeing. Мы не можем удовлетворить все запросы авиакомпаний из-за ситуации с 737MAX», — пояснил глава европейского авиаконцерна.

Однако в данном утверждении есть явная недосказанность. Ситуация с Boeing 737MAX действительно не повлияла на сегодняшние поставки новых самолетов Airbus, но резко увеличило количество заказов на будущее. Так, в январе текущего года Boeing не заключил ни одного нового контракта на поставку самолетов, в то время, как Airbus удалось продать 274 коммерческих самолета. Очевидно, что основные дивиденды от этой истории европейцы получат от будущих поставок.

Bombardier

На рынке региональных авиалайнеров также до недавнего времени существовала дуополия канадской Bombardier и бразильской Embraer, между которыми существовало негласное соревнование в своем сегменте рынка. Ситуация изменилась в 2017 году, когда стало известно, что Airbus покупает контрольный пакет акций предприятия Bombardier по производству самолетов нового семейства CSeries. А теперь уже европейский авиапроизводитель полностью поглотил проект.

Канадский производитель в последнее время столкнулся с серьезными трудностями. Занимаясь авиационно-космической и железнодорожной техникой, компания претерпевает существенную реструктуризацию своих активов, чтобы привлечь средства для сокращения долга, составляющего порядка $9 млрд.

Ввиду тяжелого финансового состояния, Bombardier раздает все свои авиационные активы и совсем выходит из бизнеса. Впрочем, доходы Bombardier от авиации за 2019 год в целом составили $7,5 млрд (рост выручки на 2%). Всего в 2019 году было поставлено 175 бизнес-джетов и 33 коммерческих самолета.

В компании пояснили, что большое влияние на финансовые результаты, особенно в авиационном сегменте, оказал процесс решения проблем неэффективных программ и сосредоточение внимания на сегменте деловой авиации.

Кроме того, в сообщении канадского производителя отмечается, что в рамках работы с проблемными для себя активами, компания заключила соглашение с Airbus и правительством Квебека, в соответствии с которым передала свои доли акций Airbus Canada Limited Partnership (занимается программой самолетов семейства A220, ранее известного как CSeries), концерну Airbus и правительству Квебека, что улучшило финансовое положение Bombardier. 

«Это соглашение — отличная новость для Квебека и его аэрокосмической отрасли. Партнерство по программе A220 в настоящее время хорошо известно и будет продолжать расти тут, в Квебеке. Соглашение позволит Bombardier улучшить свое финансовое положение, а Airbus — расширить свое присутствие в Квебеке. Это беспроигрышная ситуация как для частных партнеров, так и для отрасли », — отметил министр экономики и инноваций Пьер Фитцгиббон.

За передачу акций компания получит, в общей сложности, около $591 млн. Bombardier также передаст компании Airbus Stelia Aerospace предприятия по поддержке эксплуатации самолетов A220 и A330 в городе Сен-Лоран.  

По данным годового отчета Airbus, в 2019 году заказчикам было поставлено 48 самолетов семейства A220. Еще на 63 самолета были размещены твердые заказы.

Embraer

Второго крупного игрока в региональном сегменте поглощает Boeing. В конце января 2020 года административный совет по экономической защите (CADE) Бразилии одобрил сделку по созданию совместного предприятия (СП) национальным авиапроизводителем Embraer и американской авиастроительной корпорацией Boeing. 

Речь идет о двухэтапном соглашении между авиапроизводителями, в рамках первой фазы которого Boeing получит контроль над 80% активами Embraer, связанными с производством среднемагистральных пассажирских самолетов. 

Вторая часть соглашения предполагает создание совместного предприятия, которое займется производством военно-транспортного самолета KC-390. При этом контрольный пакет в размере 51% останется за бразильской компанией. Ранее стоимость будущего СП оценивалась в $5,26 млрд. Embraer сохранит за собой программы самолетов деловой авиации.

Аналитики CADE полагают, что в результате сделки отношения между Embraer и Boeing приобретут статус стратегического партнерства. В результате, по их мнению, национальный производитель окажется в выигрыше, поскольку остающиеся под его контролем подразделения, занимающиеся военной и бизнес-авиацией, получат возможность более тесного технологического и коммерческого сотрудничества с Boeing. 

При этом более инвестиционно емкая ниша коммерческой авиации, в которой к тому же приходится конкурировать с европейским Airbus, перейдет в зону ответственности американской компании. Теперь до 30 апреля 2020 года сделку должны также одобрить антимонопольные регуляторы.

Embraer и Boeing согласовали условия сделки о создании совместного предприятия еще в конце 2018 года. Это был конкурентный ответ американского авиапроизводителя европейскому Airbus за покупку канадского Bombardier. 

В начале 2019 было объявлено о поддержке слияния правительством Бразилии, которое, будучи обладателем «золотой акции», имело право наложить вето.

Добавив самолеты Embraer в продуктовую линейку, Boeing может расширить свое предложение через вхождение в новый для себя сегмент рынка. В свою очередь, для Embraer партнерство с Boeing означает возможность лучшего маркетинга своей продукции и укрепления рыночных позиций.

Кто ещё? 

Таким образом, до недавнего времени на рынке присутствовали серьезные игроки, которые выросли на сегменте производства региональных самолетов, и уже засматривались на более престижную нишу магистральных лайнеров средней размерности. Также о своих амбициях в производстве магистральных самолетов заявили Россия (со своим проектом МС-21) и Китай (C919). Если бы на каком-то этапе эти страны или часть из них заключили стратегический союз, на рынке мог возникнуть новый игрок, разрушивший сложившуюся дуополию Airbus и Boeing.

Однако, мировые лидеры не стали наблюдать на все возрастающую угрозу и применили превентивные меры, поглотив кого возможно, а кого нельзя — прижали санкциями и торговыми ограничениями. Более того, теперь и в сегменте региональных самолетов также возникает доминирование дуополии Airbus — Boeing. 

Как показала жизнь, подобная структура глобального рынка имеет и свои слабые стороны. Как только возникли проблемы с Boeing 737 MAX, неожиданно выяснилось, что в одиночку Airbus не в состоянии обеспечить потребности авиакомпаний в новой авиатехнике, а другого поставщика на рынке нет. Если приостановка поставок самолетов от Boeing продлится длительное время, это приведет к значительному напряжению на рынке, подорожанию самолетов на вторичном рынке и торможению развития, а может и рецессии объемов перевозок. Что неизбежно приведет к дисбалансу спроса и предложения и росту цен на авиабилеты. Пока все ещё надеются на скорый возврат на рынок американских самолетов, однако запас прочности авиаотрасли фактически исчерпан.