Точка зрения
Чем силен авиапром?
Кто из самолетостроителей выживет в посткоронавирусном мире
Пандемия COVID-19 поставила мировую авиационную индустрию на колени. Прогнозируется, что посткоронавирусный период будет иметь последствия хуже, чем 9/11 и финансовый кризис 2008 года. Что касается производителей самолетов, то их ближайшее будущее также не вселяет оптимизма.
Из-за отсутствия достаточного спроса на авиаперевозки, у авиакомпаний образуется избыток провозных емкостей, говоря проще — самолетов. А это неизбежно ударит и по спросу на новые самолеты. Как известно, во все времена выживал сильнейший. Но дуополии Airbus и Boeing вряд ли что угрожает.
Airbus и Boeing — два крупнейших производителя самолетов в мире. Вместе они занимают около 99% рынка поставок магистральных пассажирских самолетов. Несмотря на порой жесткую конкуренцию, в современном мире под словом «сильнейший» западные демократии понимают не просто сильнейший экономически и технологически, но и политически. И этого у обоих не занимать. Однако сокращения производств и увольнения части сотрудников им не избежать.
Airbus
Европейский производитель самолетов Airbus приостанавливал производство самолетов, но недавно принял решение возобновить работу заводов в Испании и Франции. Между тем, производитель осознает, что из-за огромных финансовых потерь, понесенных авиакомпаниями, и неизбежного падения рынка авиаперевозок, высока вероятность отказов от уже заказанных самолетов и снижение поступления новых заказов.
Учитывая новую реальность и негативный прогноз, концерн принял решение скорректировать свои производственные темпы. Обновленный график подразумевает снижение темпов выпуска самолетов в среднем на треть по сравнению с периодом до коронавируса:
· Семейство A320 - 40 самолетов в месяц
· Семейство A330 - 2 самолета в месяц
· Семейство A350 - 6 самолетов в месяц
«Бизнес авиакомпаний очень сильно страдает из-за пандемии COVID-19. Мы адаптируемся к новым реалиям, корректируя темпы производства и работая над пакетом операционных и финансовых мер по поддержке нашего бизнеса, — говорит генеральный директор Airbus Гийом Фори. — Влияние этой пандемии на бизнес носит беспрецедентный характер. Мы находимся в постоянном контакте с нашими заказчиками и промышленными партнерами в это непростое для всех нас время».
Такая корректировка позволит Airbus адаптироваться к изменяющейся ситуации на рынке, в то же время выполнить обязательства по поставкам самолетов перед заказчиками.
Boeing
Американский Boeing, пожалуй, переживает не лучшие для себя времена. И не только из-за масштабов эпидемии COVID-19 в США. Авиастроительная корпорация, по известным причинам, уже год не поставляет заказчикам узкофюзеляжные самолеты 737MAX, неся огромные убытки. Теперь же приходится останавливать производство и широкофюзеляжных самолетов. В частности, было объявлено о полной остановке производств, связанных с самолетом 787 Dreamliner.
Корпорация подчеркивает, что возобновление производства будет носить упорядоченный характер, зависит от улучшения ситуации с коронавирусом. «Мы стремимся сосредоточиться на здоровье и безопасности наших товарищей по команде, оценивая распространение вируса по всему штату Вашингтон, его влиянию на надежность нашей глобальной цепочки поставок и на программу 787», — отметили в Boeing.
Кроме того, Boeing рассматривают план сокращения рабочей силы примерно на 10% в качестве борьбы с последствиями пандемии коронавируса. Возможное сокращение персонала коснётся около 16 тысяч человек.
Планы корпорации включают в себя досрочное расторжение контрактов с компенсацией (buyout), досрочный выход на пенсию и вынужденные увольнения. Ожидается, что потенциальные сокращения рабочей силы в аэрокосмическом гиганте, на котором работает около 160 000 человек, будут в основном направлены на подразделение коммерческих самолётов Boeing.
Последствия COVID-19 могут быть настолько значительными, что пост-коронавирусная авиационная отрасль столкнется с беспрецедентными проблемами и меняющейся динамикой рынка. Эксперты полагают, что спрос на узкофюзеляжные самолеты будет традиционно выше, чем на широкофюзеляжные. Boeing силен своим широкофюзеляжным семейством, но без возобновления производства «однопроходных» самолетов, может оказаться в ещё более сложном положении.
С появлением на рынке Airbus A320neo и A321XLR, Boeing больше не может производить самолеты 737 предыдущего поколения. А перспективы возобновления поставок 737MAX весьма туманны. И тут в помощь американскому производителю недавнее политическое решение правительства США установить 15% пошлину на ввоз в страну самолетов европейского конкурента. Очевидно, что это не единственный возможный инструмент поддержки в арсенале Госдепа, Сената и президента страны.
UAC и AVIC
В настоящее время только две страны обладают потенциалом в будущем вклиниться в конкурентную борьбу с этими двумя мировыми лидерами — Россия с самолетом МС-21 и Китай с проектом C919. Причем, ни противоэпидемиологические меры, ни спад спроса на новые самолеты на оба эти проекта никак не повлияют. Если вы и так ничего не производите и не продаете, то никаких потерь и нет.
В то же время, именно грядущее общемировое снижение спроса на самолеты открывает для них новые перспективы. Предположительно, рынок поставок новых самолетов, ввиду перенасыщения вторичного рынка, придет в равновесное состояние только лет через пять. Весь этот период и Boeing, и Airbus придется держать производство самолетов на минимальном уровне, и уровень новых заказов на будущее будет не высок. И этого времени может быть вполне достаточно, чтобы развернуть серийное производство МС-21 и C919.
Если ранее производственная программа МС-21 могла дать этому самолету возможность претендовать на 5% мирового рынка продаж, то со снижением темпов выпуска мировыми «гегемонами» доля этого самолета на рынке может оказаться вдвое выше. Особенно, если он поспеет к началу возобновления роста спроса на новые самолеты.
Впрочем, никто не гарантирует, что на определенном этапе западные демократии опять не включат санкционные, торговые и политические ограничения, с которыми и сейчас сталкивается вся высокотехнологичная промышленность России, и тот же МС-21 в частности. Не застрахованы от этого и китайские коллеги, которые уже получили «желтую карточку» на поставку американских двигателей для C919. Впрочем, это уже совсем другая история, не поддающаяся прогнозированию.
Расскажи нам о своём путешествии
Сообщение успешно отправлено! Нажми, чтобы отправить еще.
Рекомендуемые материалы
Рекомендуемые материалы

Стоп карантин
Авиакомпании и аэропорты призывают страны Европы отменить карантин для авиапассажиров

Как, куда и когда?
Туроператоры рассказали о том, когда, куда и на каких условиях полетят россияне

Трампизм не пройдёт
Американские власти переводят авиалинии на «военное положение»
Новости
В течение 2020 года в аэропорту "Пулково" открылись более 10 новых торговых объектов
22.01.2021 18:00
Франция будет требовать ПЦР-тесты при въезде путешественников из других стран ЕС
22.01.2021 17:32
Авиакомпания Armenia планирует возобновить до конца января регулярные полеты в Россию
22.01.2021 16:55
Грузия с 1 февраля отменит запрет на авиасообщение, действующий с марта 2020 года
22.01.2021 16:34
В Госдуме хотят запретить авиакомпаниям уменьшать нормы провоза багажа
22.01.2021 16:22
Исландия назвала условия въезда для туристов
22.01.2021 16:17
Кипр открывает границы для туристов из всех стран
22.01.2021 15:48
"Победа" отсудила у курившей на борту пассажирки 213 тыс. рублей
22.01.2021 15:17
Ростовский аэропорт "Платов" возобновил работу
22.01.2021 14:55
Лучше не будет
22.01.2021 13:03
Греция продлила разрешение на въезд россиян до 8 февраля
22.01.2021 11:58
Туман вызвал задержку 8 рейсов в аэропорту Ростова-на-Дону
22.01.2021 11:50
Дания остановила авиарейсы из ОАЭ на пять дней из-за проблем с тестом на коронавирус
22.01.2021 11:42
Фотовыставка "Забытое путешествие Петра Шимкевича" открылась в аэропорту "Хабаровск"
22.01.2021 10:47
Авиакомпания "РусЛайн" выполняет прямые рейсы из Липецка в Санкт-Петербург
22.01.2021 10:13
Власти Португалии приостановят авиасообщение с Британией
22.01.2021 06:54
Джо Байден ввел карантин для прибывающих в США авиапассажиров
22.01.2021 06:48
American Airlines запустит новые прямые рейсы Нью-Йорк — Израиль
22.01.2021 06:42
На Маврикии назвали условие для въезда иностранных туристов
21.01.2021 17:49
Иностранцам до 18 лет разрешили посещать Сейшелы без справки о вакцинации
21.01.2021 17:19
Аэропорт "Пулково" признан лучшим аэропортом Европы по качеству обслуживания пассажиров
21.01.2021 17:09
Авиакомпания "РусЛайн" начала выполнять прямые рейсы из Архангельска в Краснодар и Казань
21.01.2021 16:31
Шри-Ланка открыла границы для иностранных туристов
21.01.2021 15:40
Шесть авиарейсов из Нового Уренгоя задерживаются из-за мороза
21.01.2021 14:49
Пилот авиакомпании Aeroméxico захотел опасно снизиться над городом чтобы полюбоваться его видами
21.01.2021 14:18