Росавиация и Роспотребнадзор сформировали финальные методические рекомендации, которые вводят противоэпидемиологические ограничения в самолетах и аэропортах. Снимать их предполагается в три этапа.
«Федеральным агентством воздушного транспорта в целях восстановления мобильности населения РФ с использованием воздушного транспорта и поэтапному выходу из режима противоэпидемических ограничений разработаны методические указания, — отмечается в сообщении Росавиации. — Учитывая рекомендации Роспотребнадзора, предлагается трехэтапный план снятия ограничений, введенных в связи с изменяющейся ситуацией с коронавирусной инфекцией, с разделением требований к пассажирам и экипажу».
Для аэропортов будет установлено два уровня риска по коронавирусу — низкий и высокий.
«Аэропорт имеет высокий уровень риска с точки зрения профилактики эпидемии и борьбы с ней, если в него прибывают пассажиры, выполняются рейсы из сильно пострадавших стран (регионов) (с более чем 50000 подтвержденных случаев заболевания). В зависимости от уровня риска в аэропортах применяются дифференцированные меры предупреждения и контроля. Уровни риска должны подвергаться корректировке в соответствии с динамикой заболевания», — поясняется в методических указаниях Росавиации.

Этапы снятия ограничений для аэропортов установят по ситуации в регионе, для Москвы и Подмосковья – по наихудшему показателю из двух субъектов РФ.
Для авиакомпаний установлено три уровня рисков — полеты с высоким, средним и низким риском. 
«Уровни риска должны корректироваться в режиме реального времени в соответствии с развитием ситуации с распространением инфекции», — говорится в материалах.

Решение об этапах выхода из режима противоэпидемических ограничений принимается руководителем авиакомпании с учетом ограничительных мер, введенных в регионах и степени риска выполняемых полетов.

Согласно общим организационно-профилактическим мероприятиям для авиакомпаний, самолет должен быть оснащен высокоэффективными фильтрами воздуха.

Члены экипажей должны соблюдать меры личной гигиены — постоянное мытье рук с мылом, обработка рук кожными антисептиками, использование защитных масок, перчаток и так далее.

На борту самолета должны быть средства индивидуальной защиты (защитные маски, перчатки) для членов экипажей в необходимом количестве. А также защитные маски для пассажиров, исходя из количества пассажиров на борту, с учетом длительности полета и смены защитных масок каждые 3 часа, отмечается в рекомендациях.
Для пассажиров также продумали три этапа. 
На первом этапе предполагается, что пассажиров будут пускать на борт только в защитных масках и перчатках, снимать их во время полета будет запрещено. 

«На рейсах более трех часов производится плановая замена масок путем раздачи и сбором использованных защитных масок бортпроводниками. Использованные маски собираются в герметичный контейнер для последующего обеззараживания и утилизации», – сообщается в материалах Росавиации.

Посадка и высадка пассажиров будет осуществляться с соблюдением мер социального дистанцирования с учетом инфраструктурных возможностей аэропорта.

Перед входом на борт самолета пассажиру бесконтактно измерят температуру, если она окажется повышенной, то на борт не пустят. Также на входе будет проводиться обработка рук в перчатках одноразовыми салфетками с антисептиком, которые впоследствии будут утилизироваться в специальный контейнер. При заполнении контейнер герметично запечатывается и передается наземным службам аэропорта для обеззараживания и утилизации.

В салоне пассажиры должны будут снимать верхнюю одежду и размещать ее на полке для ручной клади, за исключением воздушных перевозок в регионах с отрицательными температурами наружного воздуха и в зависимости от используемого типа воздушного судна. В рекомендациях отмечается, что доставать верхнюю одежду во время полета без уважительной причины и информирования члена кабинного экипажа не допускается.

Перемещение по салону также будет ограничено, за исключением посещения туалета. Режим «пристегните ремни» сохраняется во время всего полета.

«Очередь в санитарно-гигиенический блок контролируется бортпроводником для соблюдения социальной дистанции и режима «пристегните ремни», — поясняется в материалах Росавиации.

Питание на рейсах предоставляется либо в герметичной индивидуальной упаковке, либо должно разогреваться на борту. Холодные напитки поставляются на борт воздушного судна в индивидуальной упаковке. Горячие и холодные напитки индивидуально предоставляются пассажирам на борту воздушного судна в индивидуальной одноразовой посуде. 

Питание, в том числе детское, а также напитки, принесенные пассажирами на борт воздушного судна, должны быть только в герметичной упаковке — не вскрыты.

На втором этапе снятия ограничений все «нововведения» сохраняются — социальное дистанцирование, проверка температуры. Пассажиру также необходимо иметь при себе средства индивидуальной защиты (маски, перчатки) в течение всего полета, которые будут заменены бортпроводником в случае перелета длительностью более 3 часов. Сохраняются ограничения перемещения пассажиров по салону, за исключением посещения санитарно-гигиенического блока. 

Кстати, очередь в санитарно-гигиенический блок все также контролируется бортпроводником для соблюдения социальной дистанции. А вот режим «пристегните ремни» используется уже в стандартном режиме.

На третьем этапе снятия ограничений можно уже немного расслабиться. Посадка будет производиться по обычной схеме без ограничений. Отменяется бесконтактная термометрия пассажиров на линии контроля посадки (при входе на борт).

Режим «пристегните ремни» используется в стандартном режиме. Снимаются ограничения на посещение санитарно-гигиенического блока. Восстанавливается обычная схема питания на рейсе.

Масочный режим и ношение перчаток сохраняется на все время рейса при выявлении на борту пассажира с повышенной температурой и симптомами инфекционного заболевания.
С полным текстом правил можно ознакомиться здесь.