Еще не так давно посадка на коммерческий авиалайнер означала - отрезать себя от связи с внешним миром, но теперь все больше и больше авиакомпаний предлагают wi-fi на борту. Вот уже и озвучены планы об оснащении российских самолетов высокоскоростным интернетом. Такое технологическое развитие можно только приветствовать. Однако для ряда граждан полет является священным временем, когда можно избежать повседневной рутины — бесконечной проверки электронной почты и «зависания» в социальных сетях.
Итак, «российские поезда и самолеты планируют обеспечить высокоскоростным интернетом», пишут «Известия» со ссылкой на пресс-службу Национальной технологической инициативы (НТИ). По замыслу авторов проекта, беспроводная система будет совместима с действующими стандартами спутниковой и сотовой связи (3G, 4G и 5G). 

Мы уже привыкли к тому, что точки доступа wi-fi есть почти везде, где бы мы ни были: в барах, ресторанах, офисных зданиях и даже в общественном транспорте. А вот предоставить доступ в интернет пассажирам в полете на высоте 10 000 метров — это задача другого порядка, требующая установки на каждый борт дорогостоящего оборудования  для использования спутниковых каналов связи.

Lufthansa: установка такой системы стоит несколько сотен тысяч евро, не говоря уже о закупке частот и их поддержании. 

Впервые доступ пассажиров к интернету был обеспечен в 2004 году специалистами компании Connexion — подразделения Boeing. В салоне авиалайнера был смонтирован роутер, связанный со спутниковой антенной, установленной снаружи на самолет, которая соединялась с геостационарным спутником. Площадь покрытия такого сигнала может достигать сотен тысяч квадратных километров. 

Сервис протестировали, однако он оказался нерентабельным: дооборудование самолета стоило дорого, а услугой решались воспользоваться считаные пассажиры, поскольку в то время технология не позволяла просматривать веб-страницы или транслировать фильмы. Лучшее, что было доступно — это медленный доступ к электронной почте. Однако с повышением скоростей каналов связи, подобное техническое решение получило распространение и сегодня не является редкостью. 

Позже появилась альтернативная наземная система Air to ground (ATG), которая работает аналогично сотовой связи. Здесь вместо размещения антенны на верхней части фюзеляжа, она находится внизу воздушного судна и обеспечивает прием сигнала специальных базовых вышек на земле. При движении самолета на высоких скоростях, вышки, обеспечивающие связь, периодически меняются — лайнер постоянно соединяется с ближайшей, чтобы не прерывать доступ в интернет. 

Как правило, скорость подключения и стоимость услуги зависит от того, какое оборудование установлено в самолете, и от маршрута перелета. 

Фактически самолет является точкой доступа wi-fi с маршрутизатором на борту, который распределяет интернет-соединения для пассажиров. И теперь можно не только проверять свою электронную почту, но и даже подключаться к сети 3G. По сути, делать большинство вещей, к которым привыкли на земле. 

Единственная и достаточно большая проблема заключается в том, что для обеспечения такого типа подключения при любом полете  необходимо, чтобы он проходил над территорией, покрытой сетью таких вышек. Здесь возникают сложности с невозможностью обеспечения подобной связи при полетах над океанами, полярными областями и другими районами земного шара, не тронутыми современным цивилизационным прогрессом. То есть, под эти ограничения подпадают все межконтинентальные перелеты. Поэтому многие авиакомпании все же предпочитают обеспечивать доступ в интернет все же через спутники.

Таким образом, проблема остается. Люди жалуются, что интернет работает слишком медленно, а услуга остается достаточно дорогой. И все же при всей дороговизне оборудования, Сейчас можно встретить даже бесплатный интернет — Norwegian и JetBlue не берут денег за wi-fi на борту. Emirates ограничивает бесплатный трафик 10 мегабайтами (за следующие 500 Мб придётся заплатить один доллар), а с пассажиров с золотой картой или путешествующим в премиальных классах плата за услугу не взимается. 

Комфорт в наши дни — это доступ к привычным онлайн-сервисам. 

При том, доступ в интернет в полете может быть и приятным моментом для экипажа, сокращая нагрузку. Так, пассажиры, пользующиеся интернетом «зависают» в соцсетях и во время перелета от них поступает меньше просьб: «а можно воды?» или «плед у вас есть? а можно мне два?» Кроме того, наличие интернета снижает и уровень стресса у пассажиров. Полет становится более комфортным, поскольку возникает подсознательное ощущение, что вы просто просматриваете электронную почту, как дома. 

Что до России, то основную роль здесь будет играть скорость — наш пассажир «разбалован» развитыми наземными онлайн-сервисами, привык к молниеносности и доступности беспроводной связи. Пока в России доступ в интернет во время полета предоставляет только Аэрофлот — wi-fi есть на борту Boeing 777 и Airbus A330. 

И все же, не всем пассажирам по душе эта, почти непрерывная возможность подключения к интернету. Для таких путешественников полет — чуть ли не единственное свободное от технологий пространство, которое доступно в современном мире. Многим нравится возможность на время отключиться от внешнего мира — без работы, без почты, без новостей, без бесконечных сообщений в месседжерах. И психологи с ними согласны. Лучше просто взять с собой книгу или выспаться.