Управляющая компания аэропорта Стамбула IGA «для улучшения имиджа Турции» внесла изменения в процедуру встречи туристов. Теперь туроператорам на выходе из зоны таможенного контроля воздушной гавани запрещено встречать своих гостей с именными табличками, а также с табличками, на которых указано название компании, что, однако, уже привело к проблемам в зоне встречи.
С 1 января 2020 года в аэропорту Стамбула изменилась логистика встречи прилетевших пассажиров. Компания IGA, которая управляет аэропортом, запретила DMC-компаниям (принимающим компаниям туроператоров) и агентствам, транспортным компаниям и такси встречать туристов сразу у выхода из зоны таможенного контроля. Об этом сообщает Ассоциация туроператоров России.

Представителям турбизнеса отныне нельзя находиться в этой зоне и держать таблички с указанием названия туроператора или фамилией туриста. За подобную «рекламу» принимающей стороне грозят штрафом в 320 турецких лир (48 евро). Теперь находиться в зоне встреч разрешено только частным лицам – родственникам и близким прибывших путешественников.
 

Для организованной встречи туристов в аэропорту Стамбула отвели отдельный небольшой зал на 40 – 50 человек. В так называемом Meeting Lounge Area, где находятся представители принимающих компаний, размещено два стола для регистрации гостей. Чтобы попасть туда, туроператоры должны приобрести пропуск IGA PASS и заплатить 4 евро (без учета налогов) за каждого туриста. 

По мере увеличения количества пассажиров, сумма снижается: например, за группу из 50 человек принимающая компания платит уже по 3,22 евро плюс НДС за каждого. Списки прилетающих пассажиров каждого рейса подаются заранее, а оплата депозита производится на три месяца вперед.

Однако и в Meeting Lounge Area нельзя держать таблички или другие носители, указывающие на название туроператора. Фамилии туристов высвечиваются на специальном табло, где, по словам представителей турфирм, доступно только десять строк. Когда прибывает рейс со 160 пассажирами, технически нет возможности разместить на нем все данные. В итоге представителям туроператоров приходится, например, надевать поверх курток и пальто фирменные футболки с логотипами. Однако в условиях большого столпотворения это неудобно и малоэффективно.

Одновременно с этим прибывающим туристам приходится самим идти в Meeting Lounge Area. Указатели к этому залу есть только на английском языке, что затруднительно для тех, кто не владеет иностранным языком и путешествует исключительно под присмотром экскурсовода. А «опытные туристы» по привычке пытаются искать стойки туроператоров, которые теперь отсутствуют. В итоге, люди разбредаются по аэропорту, нервничают, и когда, наконец, встречаются с сотрудниками DMC-компаний, то находятся в нелучшем эмоциональном состоянии — ругаются и жалуются на туроператора, рассказали в АТОР.

Кроме того, оператор аэропорта закрыл ближайшие к зоне таможенного контроля выходы, теперь пассажиры выходят за периметр через два соседних. Там их и ловят туроператоры, чтобы отправить на минус второй этаж, где и находится стоянка автобусов.

Как говорят представители принимающей стороны, из-за ставшей крайне неудобной и запутанной логистики, сборы прилетевших туристов занимают около 1,5 — 2 часов. 

Решение IGA запретить годами отработанную логистику встречи гостей стало полной неожиданностью для всех участников рынка. Многочисленные обращения туроператоров в министерство туризма и в отраслевые туроператорские и агентские объединения по этому поводу пока ни к чему не привели.

В Ассоциации турецких туристических агентств (TÜRSAB) политику IGA назвали «ударом по въездному туризму в Турцию», пишет РИА Новости.

По мнению турецкой туристической ассоциации, данная схема несет риски для безопасности туристов, особенно, если речь идет о людях старшего возраста и тех, кто нуждается в специальном сопровождении или не знает иностранного языка.

«Каждый прибывающий в Турцию является нашим гостем. Поэтому мы должны забирать туристов у дверей аэропорта. Когда наши туристы бродят в аэропорту в поисках принимающей компании, турецкий туризм заканчивается», – говорится в заявлении TÜRSAB.

TÜRSAB уже обратилась в IGA с официальной просьбой пересмотреть новый порядок встречи туристов. В противном случае ассоциация не исключает обращения в суд.

«Мы возражаем против нового регламента и будем использовать все средства правовой защиты, чтобы воспрепятствовать данному нововведению. Мы направляем наши возражения во все соответствующие органы», — заявила пресс-секретарь TÜRSAB Айше Коркмаз.

Популярность отдыха в Турции у россиян растет с каждым годом. Только в Антальи в 2019 году побывало почти 6 млн российских туристов – прирост около 15%. Однако, как отмечают участники рынка, такой положительный вектор может и сменить свое направление. Так, услуги турецких отелей в 2019 году уже подорожали на 15%. И это ещё не все — с 1 января 2020 в Турции вводится новый «налог на проживание», который будут платить отельеры. А тут ещё и аэропортовые «сборы» за каждого туриста. Все это ещё больше ускорит рост цен на путевки и может негативно отразиться на спросе.